СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 8 классе (29.10.15)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне, как молодому педпгогу, посчастливилось давать Открытый урок по географии в 8 классе, в рамках проходившего на базе нашей школы Семинара Заместителей директоров по УВР Раменского района: "Поддержка и сопровождение молодых педагогов."

Надо сказать, получила массу положительных эмоций, несмотря на трудности и замечания в подготовке и проведении урока.

Это, безусловно, неоценимый практический опыт, способствующий профессиональному росту педагогов.

Отдельное спасибо моему наставнику Байковой И,И. (учитель биологии) за поддержку и помощь в проведении этого урока.

Открытый урок по географии

Тема: « Внутренние воды России. Реки » (8 класс).

Сухова К.Ю. учитель географии, МОУ Раменская СОШ №6

Предмет: география

Класс: 8

Цель урока: сформировать общее представление о внутренних водах России, изучить особенности рек России и их разнообразие.

Задачи:

  1. Систематизировать базовые знания о речных системах.
  2. Определять зависимость речной системы от климата, направление от рельефа.
  3. Научиться определять бассейны рек, типы питания рек России;
  4. Сформировать понятия: падение реки, уклон реки, режим реки, годовой сток;
  5. Определять падение и уклон рек.

Оборудование: учебное пособие И.И. Баринова География. Природа России 8 класс; физическая карта России; атлас России 8класс; контурные карты; рабочие тетради; компьютер; проектор; ЦОР «География России: природа и население. 8 класса»; презентация к уроку; справочный материал «Реки России».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся учителем.

Сегодня на уроке мы начинаем изучение довольно объемной темы: «Внутренние воды и водные ресурсы». Запишите в тетрадь название большой темы.

II. Актуализация знаний.

Давайте вспомним с вами, что вся вода, находящаяся на материках образует внутренние воды.

Постарайтесь вспомнить сами, какие виды внутренних вод вам известны? Ответы детей: реки, озера, ледники, искусственные водоемы, болота, подземные воды (Презентация, слайд 3).

Внутренние воды связаны со всеми компонентами природы. Огромна их роль в жизни и деятельности человека: без воды, как известно, нет жизни. (Презентация, слайд 4).

Просмотр видеоролика: «Реки России» (Приложение 1).

Как вы поняли из видеоролика, сегодня мы поговорим о главной части внутренних вод нашей страны – о реках.

Запишите тему урока: «Реки России» (Презентация, слайд 4).

III. Изучение нового материала.

Формулирование цели и задач урока (Презентация слайд 5 )

1. С термином «река» вы познакомились еще в 6 классе.

Вопрос: Что такое река? (Презентация, слайд 6).

Давайте вспомним важный изученный нами ранее материал о строении реки. Для этого я предлагаю вам в своих опорных конспектах выполнить небольшое задание на соотнесение понятий.

Задание на соотнесение понятий: (Презентация, слайд 7).

Базовые понятия

Определение понятий

1. Река

2. Исток

3. Устье

4. Речная система

5. Речной бассейн

6. Водораздел

7. Речная долина

8. Пойма

9. Русло

А. Граница между двумя речными бассейнами

Б. Углубление в речной долине, по которому протекает река.

В. Река и её притоки

Г. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении

Д. Начало реки

Е. Место впадения реки в другую реку, озеро или море

Ж. Углубление в рельефе, выработанное рекой за многие годы

З. Территория, с которой река собирает свои воды

И. Затапливаемая часть речной долины

Осуществление взаимопроверки. Правильные ответы вы видите на слайде. Проверяем задание, опираясь на критерии (Презентация, слайд 8) и выставляем отметку в оценочный лист № 1. Поднимите руки, кто получил «5» и «4» ?

2. Значение рек в жизни населения нашей страны всегда было велико. По берегам рек издревле возникали поселения, города. На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии. Россия - страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по её территории – это Лена, Енисей, Обь, Волга, Оленек, Колыма, а Амур и Урал - на значительном протяжении своего течения. Каждая река несет свои воды в какое- либо море, озеро или океан, т.е. принадлежит определенному водному бассейну.

Реки нашей страны относятся к бассейнам трех океанов и внутренней бессточной области (Презентация, слайд 7).

Давайте отметим их в контурных картах (Презентация, слайд7)

Найдите и отметьте реки СЛО: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.

Найдите и отметьте реки Тихого океана: Амур, Анадырь.

Найдите и отметьте реки Атлантического океана: Дон и Кубань, Нева.

Найдите и отметьте реки: Волгу, Урал, Терек.

Вопросы:

  1. Почему крупнейшие реки России текут на север? Ответ: Большая территория России имеет уклон к северу
  2. Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? Ответ: на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.
  3. В какое море-озеро впадают реки Волга, Урал, Терек? Ответ: Каспийское.

Океанические бассейны практически не оказывают влияния на характер впадающих в них рек. А вот рельеф и климат местностей, по которым протекают реки, как мы поняли с вами из презентации, играют огромную роль в характеристиках рек.

3. Как же рельеф влияет на реки?

В зависимости от рельефа реки бывают равнинные и горные (Презентация, слайд 8).

Вопрос: Как вы думаете, большинство рек России будет относиться к горным или равнинным? Ответ: Равнинным.

Рельеф так же влияет на падение и уклон реки.

4. Для оценки реки в жизни и деятельности человека важны такие ее характеристики как: падение и уклон (Презентация, слайд 9).

Падение – это превышение истока над устьем в метрах.

Уклон реки - отношение падения реки (в сантиметрах) к длине (в километрах).

Выполните задания в своих опорных конспектах (Презентация, слайд 10,11,12)

Задание 1. Определить падение реки Волги

Исток – Валдайская возвышенность ≈ 300 м

Устье – Каспийское море = (-28м)

300 – (-28) = 328 м

Падение реки Волга 328 м.

Задание 3:

Определить уклон реки Волги.

П = 328м = 32800см.

Д = 3531км.

У = 32800 : 3531 = 9 см/км

Уклон реки равен 9 см/км

Задание 2: Определить падение реки Печоры

Исток - карта № 40-41

Северный Урал ≈ 750 м

Устье – Баренцево море (Печорская губа) = 0 м

750 м – 0 м = 750 м

Падение реки Печора 750 м

5. Реки – «продукт климата» А.И. Воейков.

Второй компонент природы, который оказывает влияние на реки – это климат (Презентация, слайд 13). В зависимости от климата реки России имеют несколько источников питания: дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое и смешанное.

Большая часть рек нашей страны имеет смешанное питание (Презентация, слайд 14).

Климат определяет и режим реки, то есть поведение реки в течение года:

А) водный режим – половодье (ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке на длительный период), паводок (резкий, кратковременный подъем уровня воды в реке), межень (это время устойчивого низкого уровня воды в русле реки). Межень наступает зимой, когда остается единственный источник питания – грунтовые воды, и в середине лета.

Б) ледовый режим – ледоход, ледостав. (Презентация, слайды 15, 16, 17, 18, 19)

Реки России делятся по режиму на три группы. Поработаем с рис. 44, стр. 82 учебника. (Презентация, слайд 20).

1) Реки с весенним половодьем (это реки, имеющие смешанное питание с преобладанием снегового). Половодье на этих реках весной за счет активного таяния снега. Приведите примеры таких рек.

2)Реки с летним половодьем. Это реки текущие в муссонном климате, разливающиеся во время муссонных дождей. Пример: Амур и его притоки.

3) Реки с паводковым режимом. Разливаются после ливней в горах. Пример: Терек, Кубань.

Климат влияет и на полноводность рек. Вся вода, которая протекает в речном русле за год, называется годовым стоком (Презентация, слайд 21).

Определите самую многоводную реку России по рис. 47 в учебнике (Презентация, слайд 22). Верно, это Енисей, у которого годовой сток составляет 630 км³, у Лены он равен 500 км³, у Амура – 350км³.

Вопрос: Почему Енисей - самая многоводная река России, несмотря на то, что осадков в её бассейне выпадает меньше, чем в бассейне Печоры? (Вечная мерзлота является водоупорным слоем, меньше воды расходуется на испарение т.к. долгие зимы).

6. Стихийные явления на реках.

Кроме пользы реки могут принести человеку и бедствия. На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление. «Стихийные явления на реках» (Презентация ученика) (Приложение 2)

ΙV. Закрепление знаний. Рефлексия (Презентация, слайд 22,23)

Составьте пары: река-приток

1) Волга

1) Аргунь

2) Енисей

2) Иртыш

3) Лена

3) Ока

4) Обь

4) Алдан

5) Амур

5) Ангара

Исключите реку:

  1. Индигирка, Лена, Колыма, Амур, Обь
  2. Амур, Анадырь, Уссури, Шилка, Ока
  3. Дон, Нева, Яна, Западная Двина

Давайте посмотрим, все ли задачи мы выполнили сегодня? Поставьте себе в оценочных листах оценки за урок.

IV. Домашнее задание: §14.

Категория: География
06.01.2016 01:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП