СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Открытый урок по истории России в 8 классе.
Тема : Отечественная война 1812 года.
Цели:
Основные понятия: отечественная война, генеральное сражение, ополчение, партизаны.
Основные даты: 12 июня 1812 г.- начало войны.
26 августа 1812 г. – Бородинское сражение.
25 декабря 1812 г. – манифест Александра 1 об окончании войны.
Оборудование : карта «Отечественная война 1812 г», демонстрационная литература по истории.
Х О Д У Р О К А.
1. Вторжение Наполеона в Россию.
З. К июню 1812 г. французская армия – 600 тыс. человек, 1372 орудия. Русская армия – 220 тыс. человек.
З. 12 июня 1812 года – армия Наполеона вторглась на территорию Россию.
- Работа с картой.
*Показать на карте расположение русских частей.
* Обратить внимание учащихся на то, что каждая армия подчинялась своему командующему.
* Используя карту с расположением войск, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон ?
Франц. Император рассчитывал разбить русские армии поодиночке.
Захватить Москву и добиться от Александра 1 подписания мирного
договора. Наполеон говорил : « Если я возьму Киев – я возьму Россию
за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову; если я
возьму Москву – я поражу её в самое сердце»
2. Смоленское сражение.
Барклай де Толли – военный министр. Осуществлял общее руководство войсками
Текст учебника.
Спасительным стал для России план Барклая де Толли : отступать в глубь страны
уничтожая за собой всё, чем мог поживиться враг, а тем временем поднять народ на борьбу с врагом, созвать ополчение, подтянуть резервы, и когда хватит сил, перейти в контрнаступление. В населённых пунктах, откуда ушла русская армия, французы не могли найти себе пропитания. Порой их встречали города, в которых не было ни одной живой души: мирные жители уходили, бросая жилище и имущество. Великая французская армия редела с каждым днём. Начался падёж лошадей. Их уже не хватало, чтобы тащить пушки. План войны Барклая де Толли постепенно приносил результат.
Сообщение интересных исторических сведений
О Барклае де Толли учащимся.
Первоначально местом соединения русских армий был назначен г.Витебск, но объединиться в нём не удалось.(учитель сообщает и показывает по карте)
Формулирование вывода учащимися.
- Рассказ учителя о Смоленском сражении (Смоленск – город, который называли «ключом к России»)
3. Назначение Кутузова главнокомандующим.
- Рассказ учителя.
(По армии разлетелась присказка: «Приехал Кутузов, бить французов»)
З. 8 августа 1812г. – М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.
Сообщение учащегося (биография Кутузова)
.
4. Бородинское сражение 26 августа 1812 года.
- Рассказ учителя, работа с картой схемой.
Чтение отрывков на стр.24 – 25.
Учитель зачитывает документ, описывающий Бородинское поле.
Чтение учеником отрывка из «Бородино» М.Ю. Лермонтова.
5. Оставление Москвы.
-учитель зачитывает документ с аргументами Кутузова на совете в Филях.
* Каковы причины принятия решения об оставлении Москвы?
2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе Московский пожар и мародёрство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.
Сообщение учащегося о сожжении Москвы.
6. Тарутинский манёвр.
-рассказ учителя; показ по карте. (Кутузов перекрыл пути возможного передвижения к Туле, где находились склады оружия и продовольствия. Французы надолго потеряли противникам из вида.)
7. Отступление и гибель «Великой армии».
В стране разрасталось партизанское движение. Это говорит о том, что война носила поистине народный характер. По инициативе Дениса Давыдова было решено придать организованный характер. Стали создаваться армейские партизанские отряды.
Сообщение учащихся о Денисе Давыдове.
Спустя месяц, в преддверии зимы Наполеон решил выйти из Москвы. На пути их встретила русская армия, которая окрепла и увеличила свою численность. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 года решил дальнейшую судьбу Наполеоновской армии. Город 8 раз переходил из рук в руки. Через 2 недели Наполеон отдал приказ об отступлении к Смоленску. Из Москвы вышло100 тыс. воинов, из Смоленска – 50 тысяч. При переправе через р.Березину наполеон потерял ещё 30 тысяч солдат. Наполеон тайно бросает свою армию и уезжает в Париж.
25 декабря 1812 года Александр 1 издаёт манифест об окончании войны.
III. Домашнее задание.
§ 4
Подведение итогов.
Выставление оценок (учащимися и учителем)
Закрепление знаний.
Итог урока.
В качестве итога всей военной кампании хочу зачитать вам документ от имени французского историка Тарле.
Войны была поистине народной, отечественной, освободительной. Россия доказала и показала всей Европе, что можно и нужно противостоять Наполеоновской армии.
© 2022, Афанасов Алексей Александрович 99