СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТУРНИР «Наш великий, могучий русский язык» Цель: подготовка к Единому государственному экзамену (к заданиям части В) в занимательной форме. Задачи: воспитательная – создание условий для развития личностных качеств – коммуникативные умения (вести беседу, обсуждать по теме, отстаивать свою точку зрения), познавательные и эстетические потребности (воспитание чувства любви к родине): развивающая – создание условий для развития высших психических функций личности – содержательность высказываний (при обсуждении вопроса), объем и концентрация внимания, логическое и абстрактное мышление; обучающая – стимулирование умственной деятельности учащихся (посредством малых форм интеллектуальных игр). Оборудование: карточки с заданиями, эмблемы команд, презентация. Ход урока. Эпиграф Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Белинский. Учитель: Дорогие ребята! Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. (Презентация. Слайд 1.) Итак, начинаем интеллектуально-познавательную игру «Наш великий, могучий русский язык!». Это своеобразный кросс, только не спортивный, а лингвистический. Нужно будет отвечать на вопросы, решать интеллектуальные задачи. За каждый правильный ответ вам будет начисляться определенное количество баллов. Сегодня здесь сидят не просто ученики 11 класса, а четыре команды игроков. Разрешите вам представить команды. (Представления команд: эмблемы, названия, участники) 1 конкурс «Разминка». В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить такие как РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. По какому признаку можно объединить эти слова? ( существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют одинаковые суффиксы – ость – , образованы одним способом - суффиксальным). Задание: вспомнить слова с таким суффиксом. По цепочке каждая команда называет такое слово, если участники какой-либо команды не могут вспомнить такое слово или повторяют уже названное, они выбывают из игры. Побеждает та команда, которая последней назовет слово с суффиксом –ОСТЬ . 2 конкурс «Третий лишний». Каждая команда получает задание 2-го конкурса на карточке. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1). После выполнения заданий командами, весь материал проецируется на экран. (Презентация. Слайд 2). Проверку осуществляет весь класс. 3 конкурс «Конструкторский». С полученными словами сконструировать словосочетания таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях (В3). Приблизительные ответы: засидеться допоздна (прим.), дать ответ (упр.), сорвать подорожник (упр.), небольшой садик (согл.), посмотреть на секундомер (упр.), решил высадить (прим.), приветливый сосед (согл.), Карточки 4 конкурса раздаются каждой команде. После выполнения заданий командами, тексты проецируются на экран. Проверку осуществляет весь класс. 4 конкурс «Анализируем текст». Командам предлагаются тексты, в которых необходимо найти предложения по заданию (В4, В5, В6, В7). Задание команде №1. (Презентация. Слайд 3) (1)Сегодня весь день стояла, медленно сгущаясь в воздухе, какая-то мгла. (2)После полудня в ней потонули дальние горы. (3)На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4)Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5)В тот момент, когда солнце скрылось за облаками, края облаков стали светиться, как будто они были из расплавленного металла. (6)Прошло несколько минут, и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7)Явление это продолжалось не более двух минут. Н.Лесков. «Соборяне». 1. Сколько составных глагольных сказуемых среди данных предложений. (3) 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (1) 3.Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. (5) 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстуальных синонимов. (7) Задание команде №2. (Презентация. Слайд 4) (1)Раннее весеннее утро. (2)Прохладное и росистое. (3)В небе нет ни облачка. (4)Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (5)Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. (6)В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы. …(7)Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. (8)Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. А.Куприн. «В недрах земли». 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (3) 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Укажите его номер. (8) 3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. (4) 4. Найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции. (2) Задание команде №3. (Презентация. Слайд 5.) (1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь! Ю.Трифонов. «Предварительные итоги». 1.Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6) 2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (7) 3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. (4) 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (5) Задание команде №4. (Презентация. Слайд 6) 1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни. А.Куприн. «Олеся». 1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6) 2.Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер. (1) 3.Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. (3) 4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однородных слов. Укажите его номер. (6) 5 конкурс «Блиц-опрос». (Презентация. Слайды 7, 8) Проводится в форме «Своей игры». Участники выбирают вопросы из определенной группы стоимостью от 1 до 4 баллов и без подготовки отвечают. Если команда дает неверный ответ, право отвечать переходит к соперникам. 6 конкурс «Капитанов». (Презентация. Слайд 9) Капитаны выполняют задания по вопросам (В2). Весь класс проверяет правильность ответов. (1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности». (3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды. (Д.С.Лихачев) №1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая) №2. Найдите частицы. (Хоть, не) №3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем) №4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (Не только, но и) Подведение итогов. Команда победителей вполне заслужила пятёрки за сегодняшний урок. Домашнее задание: выполнить индивидуальные варианты экзаменационных работ (задания части В).
Категория: Русский язык
27.01.2015 21:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП