СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Откуда есть пошла земля Донбасская

Нажмите, чтобы узнать подробности

v

Откуда есть пошла земля Донбасская

В Донецком бассейне первые шахты были небольшие и неглубокие, в отличие от западноевропейских, появившихся гораздо раньше, и их глубина первоначально не превышала 64 метра. Откуда же появились первые частные шахты, кто ими владел и как организовывался шахтерский труд? История готова подробно ответить на все эти вопросы. После реформы 1861 года и отмены крепостного права началась эпоха индустриального развития, отчего ускорилась разработка огромных природных богатств. В Донбасский край из деревень Центральной России, Левобережной Украины, Правобережной Украины хлынула дешевая рабочая сила, искавшая возможность прокормить свои семьи. Хотя антрациты Должанского угольного месторождения принадлежали по качеству к лучшему углю России, но промышленная разработка здесь долгое время сдерживалась двумя факторами: отсутствие транспортных средств и запрет на добычу угля на землях Войска Донского людям не казачьего сословия. В 1861 году появились первые рельсовые пути — подъездная ветвь от Грушевских копей до Аксая (окрестности Ростова — на — Дону) протяженностью 70 верст. Ее построили на средства Войска Донского. В 1864 году было принято «Положение о горном промысле», позволившее заниматься горным делом также людям не войскового сословия. В 1870 году в Должанском горном районе около села Должико — Орловского (сейчас Шарапкино) урядник Емельян Письменный, зажиточные казаки Иван Ющенков и Петр Планидин открыли первые примитивные шахты: здесь сезонно работали местные беспаспортные крестьяне. В апреле 1875 года Комитет Министров Российской империи принял решение о строительстве Донецкой каменноугольной железной дороги на широком полигоне: от Волгодонской дороги до Зверево, Хацапетовки (сейчас Углегорск) через Ясиноватую до Криворожья, протяженностью 1200 верст. Строительством дороги занимался известный московский предприниматель и купец Савва Мамонтов. Сооружалась железная дорога в два этапа. В 1877 году она состояла из 5 участков: Дебальцево — Зверево, Дебальцево — Никитовка, Дебальцево — Луганск, Дебальцево — Попасная, Попасная — Краматорск. 1 декабря 1878 года акционерное общество открыло движение поездов.

Существование железных дорог на Донбассе способствовало выходу нашего угля антрацита на всероссийский рынок, но вот условия труда первых шахтеров были катастрофическими. Добывали уголь на рудниках вручную, при помощи кайла. Поскольку его острие часто тупилось и выходило из строя, его вскоре заменил обушок со вставным острием — зубком. Для освещения забоя служила масляная лампочка «Бог в помощь», как образно называли ее шахтеры, нередко по колено в воде. В шахте практически отсутствовала вентиляция. В июне 1897 года появился закон об ограничении рабочего дня для всех рабочих до 11 с половиной часов и установлении обязательного воскресного и праздничного отдыха, но рабочий день на рудниках по — прежнему длился 12 — 14 часов.

О механизации горных работ никто не заботился. Опустившись в шахту и добравшись ползком по горизонтальному штреку к забою, горняк оказывался, словно в склепе, поскольку со всех сторон был зажат пластами угля и скальной породы. Ломать уголь приходилось обушком, лежа на боку. Сквозь трещины в камне сочилась вода. Густая угольная пыль застилала глаза, забивалась в ноздри и рот. Дышать было практически нечем. Отбитый уголь из забоя к штреку оттаскивал саночник с лямкой через плечо. Вес санок достигал 48 кг, грузоподъемность — 100200 кг. Загружали и разгружали санки с помощью лопат. Скорость движения саночника с грузом 4-12 метров в минуту.

Жилье для себя горняки строили сами. На лесном складе они получали в кредит бракованные бревна, которые нельзя было использовать для крепления выработок. Из них и строили землянки. Спали на нарах, покрытых соломой и разным тряпьем. Ближе к конторе рудника располагались построенные из дикого камня две — три приземистые казармы. В этих сырых и темных помещениях, рассчитанных на 15-20 человек, размещалось по 40 и более рабочих. Каждый день рано утром доносился тревожный рев гудка по поселку - люди просыпались и шли на шахту. Большую часть добычи угля в нашем районе в конце XIX – начале XX века сосредоточила в своих руках богатая петербургская княгиня Зинаида Юсупова.

Еще ее отец в 1860 году приобрел у наследников Войскового атамана Василия Орлова обширные земли: слободы Ровенецкая, Криничная, поселки Грибовахский, Должанский, Павловский, Курячанский, Шарапкино. Княгиня Юсупова унаследовала эти земли после смерти отца в 1891 году и приступила к активному ведению угольного дела. В 1901 году княгиня купила шахту у ростовского купца Романихина, затем оформила договор с правлением Области Войска Донского на аренду всего войскового участка, так называемой Провальской дачи, восточнее истоков речки Должик. Антрацитовый рудник Юсуповой объединял три шахты: шахта №14 (глубиной 43 сажени, производительностью в сутки до 30 тысяч пудов), №5 (глубиной 21 сажень, производительностью в сутки до 8 тысяч пудов), №17 находилась на стадии разработки. Оснащены шахты Юсуповой были следующим образом: четыре углеподъемные машины общей мощностью 310 лошадиных сил, шесть паровых котлов, три электрических центробежных насоса на 19 тысяч ведер в час, четыре паровых насоса производительностью 20 тысяч ведер в час, две электрических системы «Гарри» мощностью 50 лошадиных сил, одна механическая сортировка производительностью 18 тысяч пудов в сутки, механическая мастерская с четырьмя станками, электрическая станция с двумя двигателями мощностью 475 лошадиных сил, генератор переменного тока напряжением 3000 вольт и мощностью 375 киловатт, три генератора постоянного тока напряжением 240 вольт, тринадцать моторов общей мощностью 329 киловатт. Шахты сообщались между собой широколинейным путем в одну версту, а шахта №14 имела выход к железнодорожной станции Должанской подъездным путем 4,5 версты.

Для нужд труженников на шахтах Юсуповой были отведены 25 домов и 7 казарм, работала больница на 20 коек с одним врачом и одним фельдшером, была школа на 70 учащихся с 2 учителями, кирпичный завод, торговые лавки. Часть заработной платы выдавали специальными жетонами (бонами), отовариваться за которые можно было только в лавках юсуповского рудника. Для отдыха служащих в помещении школы ставились спектакли, проводились народные чтения, был создан оркестр балалаечников.

По проекту управляющего юсуповскими рудниками Болеслава Вержбовского в поселке Шарапкино была построена четырехклассная школа, сейчас ООШ №2. Но двери средних и высших учебных заведений для детей простых горнорабочих были закрыты, да и большинство шахтеров были абсолютно безграмотны. На шахтах работало много женщин и подростков, но расценки за одни и те же работы были у женщин на 25% ниже, чем у мужчин, а у подростков — на 50%. Кроме того, щахтовладельцы и их управляющие постоянно обсчитывали горняков, вводили повсеместные штрафы, на которые иногда уходила чуть ли не половина зарплаты. Заработная плата шахтера составляла 272 рубля в год, то есть 23 рубля в месяц, 40 — 70 копеек в день. Для полноты картины цены на ярмарках были следующими: фунт белого хлеба (409 грамм) стоил 5 копеек, телятины — 26 копеек, сливочного масла — 48 копеек, десяток яиц — 30 копеек; пуд ржаной муки — 1 рубль, картофеля — 45 копеек, сахара — 4 рубля 35 копеек, соли — 32 копейки, молока — 4 рубля 50 копеек, подсолнечного масла — 2 рубля 89 копеек; аршин сукна (71, 12 см) — 11 рублей 25 копеек, шерстяной ткани — 9 рублей 45 копеек. Накануне Первой мировой войны в Донбассе действовало около 1200 шахт средней мощностью 21100 тонн в год. Финансировал угольную промышленность в основном французский и бельгийский капитал. В годы Первой мировой войны (1914 — 1918 года) происходит удорожание жизни и уменьшение зарплат рабочих до 40 — 50 копеек в сутки. За малейшее неповиновение горняков увольняли и отправляли на фронт воевать.

Проходят годы, меняется специфика труда, но шахтерский труд — это всегда самая сложная и опасная работа. И неважно, какой за окном век: XIX, XX, XXI. Века быстротечно сменяют друг друга, меняются образы шахт, но всегда существуют те, кто добывают под землей опасное «черное золото»!

Рубят уголь - щепки не летят,

Лишь земля подрагивает чутко,

Молотки отбойные стучат,

Да слышна затейливая шутка,

День и ночь, и так за годом год

В шахте, под землёй кипит работа

И не всякий на работу ту пойдёт,

Ведь пахать вот так не всякому охота,

Только есть в Донбассе земляки

С виду - грубоватые немного,

Без особенного лоску мужики,

Но в душе - красивые от Бога!

Если скажут-отчеканят слог,

Не ведут пустые разговоры,

Всё у них серьёзно, видит Бог,

Ведь они воистину шахтёры!

Категория: Прочее
03.03.2023 08:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП