СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дети часто ленятся выполнять домашние задания, взрослые нервничают, что педагоги задают слишком много, а некоторые даже делают работу за своих детей. Наш блогер Николай Архаров уже писал
Недавно я слушал радио в машине. И для меня стал шоком
Откуда я взял давление? Всё начиналось с активной атаки на чувства слушателя: перечислялись «ужасы» домашнего задания, а не «ужасы» беспомощности ученика, не делающего домашние задания. Всё это закреплялось авторитетным мнением председателя комиссии по образованию Мосгордумы Молева Антона Ильича и главы экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Москвы Мясниковой Людмилы Александровны. Они проявляли заботу о детях, ратовали за минимальность и добровольность домашних заданий. Правда, вся ответственность за качество обучения снималась как с родителей, так и с учеников: «Если он [ребенок] его [домашнее задание] не может сделать — ничего страшного, значит, это работа для учителя — он ему поможет». Когда слушатель был уже достаточно подготовлен, приводилось мнение представителей «педагогического сообщества», которые в контексте звучатли как оправдания. Всё фиксировалось словами «Пока же дети, как и прежде, получают задания на дом и самостоятельно осваивают то, что не успели осилить в школе». Этим «пока что» укоренялась уверенность слушателя в необходимости и неизбежности отмены домашних заданий, а заканчивалось всё подменой понятий.
В настоящее время домашние задания — это отдельная часть учебного процесса, имеющая свои цели и выполняющая свои функции.
Задание на дом задаётся целенаправленно и осознанно, а не по принципу «успел — не успел»
В зале кафе клиенты же не доедают то, что не успели съесть в гардеробе, потому что в гардеробе выполняется одна функция, в зале кафе — другая. Так и в школе выполняется одна часть учебного процесса, дома — другая.
Для того, чтобы объективно познакомить слушателей с содержанием проблемы, достаточно было задать всего четыре простых вопроса.
Попробуем разобраться.
1. Для чего нужны домашние задания?
1. Выработка навыков. В начальной школе — это основная задача домашнего задания. Ребёнку можно в какой угодно увлекательной форме рассказать и показать, даже в трехмерном голографическом изображении с компьютерной анимацией, как писать букву «А», но пока он не напишет её своей рукой столько раз, сколько требуется именно ему для выработки двигательного навыка, ни красоты, ни скорости письма не будет.
Пока ребёнок не выработает собственные приёмы запоминания, ни стихи, ни таблица умножения в его голову не «улягутся». Можно дать прослушать ребёнку сотню-другую радиоспектаклей в исполнении гениальнейших советских артистов, но он сам от этого не будет читать ни быстрее, ни выразительнее. Помочь могут только тренировки.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия) — это задача начальной школы и без выработки навыков она не решается. В средней и старшей школе требуются другие навыки, что тоже решается при выполнении домашних заданий.
2. Перевод знаний в долговременную память. Сначала информация попадает в кратковременную память, а потом переводится в длительную память — так уж человек устроен. Если в течение 10-12 часов к материалу вернуться, то в длительную память попадёт больше информации, если нет, то и вспоминать будет нечего. Повторять только что изученный материал на уроке — бессмысленно, так работает только краткосрочная память, процесс перевода информации в долгосрочную не начинается.
3. Развитие самостоятельности ученика. Все родители учили детей ходить. Пока держим за две ручки — ребёнок идёт, отпускаем ручки — садится. Мы день за днем отпускаем его ручки, чтобы пошёл. Дети в школе держатся за учителя: «Как дальше? Я правильно сделал?». Иногда просто сидят и ждут, когда будет готовое решение на доске, чтобы списать. Дома, если родители не страдают гиперопекой, ребёнок остается один на один с учёбой. Всё, ручки отпустили — должен пойти сам. Пойти сам не в учебе, а по жизни.
4. Стимулирование познавательного интереса. По большому счету, учёба — процесс творческий. Выучил стихотворение, прочитал с выражением и чем ты хуже знаменитого артиста, читающего стихи на публику. Если в домашних заданиях встречаются слова «понаблюдай», «подумай» — это творчество, это увлекательно. Дети свои познавательные находки несут в класс наперегонки. Для третьего класса, когда появляется достаточно метапредметных навыков для самостоятельной работы, отлично зарекомендовала себя проектная деятельность.
5. Развитие навыков самоорганизации, ответственности, усидчивости. В этом вопросе всё идёт по простой схеме: сделал домашнее задание — получил похвалу, не сделал — тебя поругали. Выполняешь домашние задания без подсчета ворон — остаётся личное время на игры, прогулки, нет — закрыл тетрадь и лег спать. Ищешь тетрадь два часа — уроки без конца и края, все лежит на своих местах — сел за уроки, сделал и свободен. Выполнил домашние задания хорошо, начинаешь себя уважать.
6. Формирование характера ученика. Удивительно, но ещё ни у одного человека после последнего звонка характер не изменился. Не бывает так, что пока учился в школе был безвольным, безответственным, прозвенел последний звонок — сразу стал целеустремленным, волевым, аккуратным. Начинать нужно в первом классе. Домашние задания — это тот вид учебного процесса, который больше всего влияет на формирование положительных черт характера.
2. Какие проблемы придётся решить, если домашние задания отменят?
Функции, которые сейчас выполняют домашние задания, в любом случае должны быть выполнены. Весь объём материала, который вынесен в домашнее задание, должен быть выполнен. В противном случае качество знаний резко упадет. В том же
3. Почему школьники не успевают выполнить домашние задания?
Проблемы с домашними заданиями возникают, прежде всего потому, что дети переутомляются. Причины переутомления детей:
Нарушение простых правил выполнения домашних заданий приводит к излишним нагрузкам на детей или к неэффективности домашней работы учащихся. Наиболее часто встречаются следующие ошибки в организации выполнения домашних заданий:
Воспитание человека-потребителя привело к превалированию отдыха над учебной деятельностью. Отдых воспринимается как постоянное общение с гаджетами, в результате:
Дети в принципе не могут решать взрослые проблемы. К сожалению, сейчас они в эти самые проблемы постоянно погружены: проблемы родителей на работе, финансовые семейные проблемы, разводы, войны, криминальные новости — все эти нагрузки чрезмерны для детской психики, истощают её. Забота о безопасности детей превратилась их запугивание. В 90-е годы в стране была создана опасная для детей среда обитания, вместо того, чтобы сделать её вновь безопасной, мы, взрослые, пытаемся оградить детей от этой среды, что в принципе невозможно. Постоянный страх истощает психику детей. Если подвести итог, то дети переутомлены как физически, так и психически, как в школе, так и во всей внешкольной жизни. Если из жизни детей убрать не только домашние задания, но и всю учебу, переутомление детей не исчезнет. На этом фоне нагрузки от домашних заданий не такие уж и большие, однако сил для их выполнения у детей нет.
4. Что можно сделать для решения проблемы?
26 февраля на «Меле» появился
Почему внимание уделяется привыканию ребёнка к «оцениванию знаний», когда речь идет о домашних заданиях? Ладно, пусть это оговорка.
Почему «здесь вопрос действительно обсуждаем», когда Министерством просвещения все уже решено: в первом классе задание полностью отменены, что принесло немало бед, в остальных они строго регламентированы. Как говорится, процесс пошел.
Чем закончится обсуждение? Дальнейшим снижением объемов домашних заданий (
© 2019, Галялетдинов Ильмир Фаритович 350