СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из истории формирования сёл Сергиевского сельского округа Губкинского района Белгородской области
Белгородчина - регион, где пролегает граница великорусской и украинской этнических групп, характеризуется чересполосностью русских и украинских мест поселения. С XVII по ХХ век произошли сложные этнические процессы, отразившиеся в языке, одежде, жилище, фольклоре и даже в ремеслах. В конце ХIХ - начале ХХ веков русские и украинцы жили более обособленно, a за долгие годы совместного проживания сложился особый говор - из смешения малороссийского с великорусским, своеобразный «средний» язык, сформировались смешанный тип жилища и особенности в одежде, кухне, обычаях.
Сергиевский сельский округ Губкинского района отражает все эти особенности исторического и культурного формирования. Село Сергиевка, образовавшееся в конце XVIII века (на картах его название появляется в начале ХIХ века) входило в Салтыковскую волость, это было «поселение при транспортной дороге на Белгород, в 30 верстах от города Старый Оскол: 60 дворов, 480 жителей, хлебопасная лавка, 3 ветряные мельницы, винная лавка. На земле сельского общества находится хутор графа Сергея Орлова-Давыдова» [Никулов А. П. Оскольский край. Старый Оскол, 1997г]. Это село было названо в честь графа Сергея Орлова-Давыдова. Заселение началось, по одной из версий, с того, что граф Сергей Орлов-Давыдов выменял собак на две семьи из Украины, по другой – это отселение от села Салтыково. Так на территории села Сергиевка поселились «хохлы», со своим языком и обычаями.
Усиление феодально-крепостнической эксплуатации, охрана границ вынуждало аграрное перенаселение.
Село Евгеньевка тоже было поселением при транспортной дороге на Белгород. Сначала село называли Спешневкой, по барину Спешневу, а потом село было продано барину Евгению Кобзеву (фамилия неточная), а село назвали Евгеньевкой. Он был последним барином, родом был из Старого Оскола.
Хутор Пугачи возник позднее. Это были переселенцы из села Богословка, что подтверждается общностью престольных праздников в Богословкае и Пугачах [Никулов А. П. Оскольский край. Старый Оскол, 1997г].
Село Присынки также было отселение, но от села Б-Дворы. Если в селе Сергиевка преобладает украинский говор, то в Пугачах, Присынках и Евгеньевке – южно-русский диалект.
Таким образом, территория Белгородчины, в том числе и Сергиевский сельский округ, стали историческим перекрестком, где в течение столетий прошли разные нации и народности, что отразилось и на её обычаях, праздниках, вобравших в себя лучшее из всех культур. Как же сложилось празднование православных весенних праздников, исходя из особенностей исторического формирования сёл, их этнического состава?
Отражение человеческой и природной жизни народа
в празднично-обрядовой культуре сёл Сергиевского сельского округа
2.1. Особенности весенних праздников, связанных с зарождением жизни, года, лета.
В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.
Праздник в народной среде представляли в образе крутящегося колеса – колеса времени, так как издавна год (время, годное для жизни) считался на Руси кругом – колесом, совершающим движение по ходу солнца. Отсюда известное словосочетание «круглый год». Круг делили на две половинки – зиму и лето, восклицая при встрече: «Сколько лет! Сколько зим!». Словом лето любили обозначать весь год. Русские хронографы называли летописями, а писцы-летописцы начинали исторические сказания фразой: «В такое – то лето от сотворения мира…»
Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни и праздники считались необходимой составляющей нормального течения жизни. Они проходили в соответствии с народным календарём. В его основе лежал церковный календарь – святцы. Точками и ориентирами отсчёта годового времени служили христианские праздники. Праздничная сторона жизни русского народа была священна, и наши предки относились к ней как к главному событию в человеческой жизни.
Каждое время года имело раньше свое значение. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли - полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.
Различались русские праздники и по своему происхождению. К установленным православным вероучениям относились Пасха с двунадесятыми, то есть двенадцатью праздниками в честь Иисуса Христа и Божьей Матери, и храмовые — местные праздники, отмечавшиеся в дни освящения храмов или в дни памяти о значительных событиях из жизни святых, в честь которых построены храмы. К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица.
Весну называли пролетьем, т. е. временем, с которого собственно и начинается новый год, приходящийся на время первого движения природы к таянию, пробуждению от зимней спячки.
Куклы – Веснянки. Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ», папка № 11. |
||
На Руси новолетье отмечали в первый весенний праздничный день, названный Весновкой – свистуньей (по современному календарю – 14 марта). Астрономическое начало весны – 20-21 марта считалось оживлением природы, март назывался солнечным протальником, водотеком, грачевником. Вода в марте считалась «пользительной». |
||
К весенним православным праздникам относятся Сороки, Благовещение пресвятой Богородицы, Вербное воскресение, Пасха. |
Украинская кукла Птица-Радость выполнена со слов Василичко Светланы Николаевны, 1949г.р. Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ», папка № 11. |
|
2.2. Этнографическое описание праздника Сороки: приметы, обрядовая
встреча весны, заклички, выпекание жаворонков
Весенние народные праздники открывают весну, земледельческий календарь. Проведя опрос жителей сёл Сергиевского округа по составленному вопроснику, мы установили, что Сороки - народное название дня 22 марта, а в православном церковном календаре – это день памяти Сорока мучеников.
Церковная история праздника Сороки в сёлах Сергиевского сельского округа почти забыта, жители не могли её воспроизвести, поэтому она была восполнена нами в трудах Жирова М.С., Жировой О.Я., использованы были и интернет-материалы.
По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день с юга 40 птиц, первой из которых был жаворонок или кулик. День весеннего равноденствия - ежегодно повторяющаяся астрономическая и географическая дата, с которой связан ряд интересных природных явлений и процессов. С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня - дня летнего солнцестояния. Этот день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами.
С Сороками в сёлах Сергиевского сельского округа связано очень много примет. Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также большое значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. «Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора)», - говорят в Присынках С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.
В связи с приметами возникло много и пословиц, которые сохранились у наших бабушек, до наших дней: На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается. Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут. На Сороки сорока кладёт на гнездо сорок палочек. На Сорок святых прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволья. Увидел скворца - весна у крыльца. Сколько проталинков - столько и жаворонков. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик - к стуже, к морозу. Ранние ласточки - к счастливому урожайному году.
В наших сёлах существует поговорка: «Прилетел кулик из-за моря - принес весну из неволья».
В сёлах Евгеньевка, Присынки, Пугачи Сергиевского сельского округа Губкинского района жаворонок занимал центральное место в обрядности встречи весны. Чтобы приблизить ее приход, хозяйки пекли из пресного или кислого теста птичек – «жаворонков» с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. |
|
Выпечка жаворонков. Лужкова Антонина Николаевна, 1949 г. р., село Евгеньевка. Лужкова Любовь Николаевна, 1976 г. р., село Евгеньевка. Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ», папка № 11. |
Выполняя свое исследование, мы пришли к выводу, что форм и рецептов изготовления жаворонков существует множество. Многие мастерицы творчески видоизменяют традиционные старинные рецепты, внося в них свою «изюминку». Так, жительницы села Евгеньевка, Присынки, Пугачи поделились с нами своими рецептами. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Основная ритуальная встреча весны, например, в Пугачах, где девушки принимали
непосредственное участие, начиналась вечером. Девушки собирались за околицей, набрав хворосту, разжигали костер, прыгали через него и начинали зазывать весну.
Весна красна! Ты на чем пришла? - Я на сошеньке, на боронушке, На овсяном колосе, На ржаном снопе.
К весне обращались с вопросом, на чем она пришла, и давали за нее ответ. Продолжение заклички могло содержать один или несколько мотивов: на кобыле вороне; на кнутике, на хомутике; на овсяном (ржаном, пшеничном) снопе; на овсяном (гречном) колосе; на пшеничном пироге; на кривом веретене; на жердочке, на бороздочке; на худой (кривой) лошаденке. В селе Присынки дети шли с только что испеченными куликами в огород, где стояли скирды соломы. Каждый клал свою птичку на вершину стога, и, глядя на нее и припрыгивая, пел вместе со всеми:
Весна, весна, На чем пришла, На чем приехала? На сошечке, на бороночке. Кулики, жаворонки, Слетайтесь на поле!
Пропев песенку, дети разбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова усаживали их на стог и пели закличку, так продолжалось до позднего вечера. Звали весну дети и незамужние девушки веселыми, задорными закличками. В них высказывались все пожелания селян, связанные с обильным урожаем, хорошей погодой и всем, что было важно для того, чтобы их жизнь весь год после нового урожая была сытой.
Таким образом, этнографическое описание праздника в сёлах Сергиевского сельского округа показывает праздник Сороки как день весеннего равноденствия и как церковный, раскрывает его приметы. Сопоставлены обрядовые действия, характерные для наших сёл: обрядовая встреча весны, заклички, выпекание жаворонков.
2.3. Вербное воскресение: символика и обычаи, связанные с праздником
Вербное воскресенье - это признание существования Иисуса Христа, победу веры. Вход Иисуса Христа в Иерусалим - это символ входа человека в рай. Наверное, поэтому праздник этот очень чистый, светлый и радостный. Он предвосхищает Пасху, хотя верующим еще предстоит самая строгая неделя Великого Поста.
|
Вербница символизирует куст вербы, пробуждение природы весной, женщину, которая идет в церковь в день Вербного воскресенья освящать вербочку. По верованиям давних славян, верба – Бог-дерево, символ жизненной силы, так как имеет способность развиваться без корней. Она противопоставляется сосне и дубу, которые не всегда могут выдержать бурю; вербовые же ветви благодаря своей гибкости остаются |
целыми. Приносит молодость и оздоровление. Это мощный оберег.
Лучшим подарком для верующего человека был букетик вербы или ивы и «вербный херувимчик» – ангелочек, купленный или сделанный своими руками. Издавна на Руси устраивали «вербные базары», очень любимые детьми, так как на них можно было приобрести сладости, игрушки, книги.
Возвратившись из церкви, где освящали вербу, слегка похлёстывали ею детей с пожеланием здоровья: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!» А в Украине говорили так: «Будь велыкій, як верба, здоровый, як вода, богатый, як земля. В праздник Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в Вербное воскресенье варили кашу, добавляя туда вербные сережки для здоровья.
Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек вербы.
Пасхальная кукла Вербница. Автор Гривальд Наталья, учащаяся 10 класса. Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ», папка № 11. Считалось, что такой ритуал приносит крепкое здоровье и отгоняет нечистую силу. В старину праздничных кукол делали к Вербному воскресенью, за неделю до Пасхи. Их ставили В старину праздничных кукол делали к Вербному воскресенью, за неделю до Пасхи. Их ставили на окно, показывая этим, что ждут Светлое Воскресение и на стол между пасхальными дарами. Куклы Вербница и Пасха считались подарком и могли заменить собой пасхальное яйцо. Дарить их - значило оказывать большую честь. Они хранились на почетном, видном, но не доступном для «чужого» человека месте. |
Цвета куклы были приближены к цветам вербы, это зеленые тона. В руках кукла держит веточки вербы и узелок с «добром». Выполнена кукла из натуральных тканей: хлопок, лен, ручная вышивка, бусы. Перевязана она красной нитью, обережным крестом, создана чистым способом и только с добрыми мыслями. Украшалась такая кукла лентами зелёных и жёлтых цветов.
С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:
«Скотину выгоняют в поле в первый раз вербой с Вербного воскресенья»,
«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут»,
«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд».
Таким образом, старожилы знают и почитают этот православный праздник. Это вход Иисуса Христа в Иерусалим - это символ входа человека в рай. Верба - символ пробуждения природы весной, женщины, которая идет в церковь в день Вербного воскресенья освящать вербу. Праздник имеет свои приметы, традицию дарения веточек вербы, кукол.
2.4. Праздник праздников – Пасха
По установленным в IV веке правилам христианская церковь празднует Пасху в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия (с 4 апреля по 8 мая). Наша церковь до сих пор живет по древнему юлианскому календарю, или, как мы говорим, по старому стилю. Христиане седьмой день недели стали называть не субботой, а воскресеньем, в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес Христос.
В праздник люди приветствуют друг друга радостными словами: «Христос воскрес!». И
слышат в ответ: «Воистину воскрес!» В дни Пасхи люди стараются проявить особое благочестие: позаботятся о слабых, больных, порадовать ближних. Не забывают о бедных и обездоленных: раздают милостыню, посылают подарки больным, заключенным в темницах.
Во всех храмах во всю Светлую неделю неумолкаемо звонят колокола. Звонят и настоящие звонари, и все желающие. К этому дню готовят праздничное угощение, делают пасхи, пекут куличи, красят яйца. Люди целуют друг друга, поздравляя с праздником, и дарят красные пасхальные яйца. Это называется христосыванием.
«Христос воскрес!» — радостно приветствуют в этот праздник верующие друг друга и троекратно целуются в знак любви. Сама природа, кажется, ликует с ними.
Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца, зайцы, куклы).
В старину на Руси с приходом весны проводилось очень много обрядов: на здоровье, на счастье, на благополучие. Во многих обрядах участвовали куклы. Одной из таких кукол была Пасхальная. Кукла Пасхальная голубка (Пасхальная голубка, т.е. символ благой вести, символ возрождения, воскрешения и жизни вечной) делалась нарядной, из ткани красных цветов. Красный цвет символичен. Пасхальная литургия и все богослужения Светлой недели в храмах
служатся в красных ризах.
Пасхальная голубка - это яркая, нарядная кукла. Кукла сделана чистым способом, т.е. без использования иглы. Кукла устойчива без подставки.
Ее делали к празднику и дарили всем родным и друзьям с добрыми пожеланиями. Кукол можно делать только в хорошем, спокойном настроении. Можно сделать и в плохом, но потом эту куклу надо сжечь. А ту, которая сделана в хорошем настроении, можно и подарить.
Пасхальная Голубка. Вербница. Автор Вялова Анастасия, учащаяся 9 класса. Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ», папка № 11. |
Лицо и руки куклы делаются из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Такая кукла считается подарком и может заменять собой пасхальное яйцо. Издревле такие куколки готовились всегда перед праздником.
Куклы-подарки, которые преподносят в этот день, символизируют обновление, плодородие и жизнь.
Выводы: по опросам местных жителей, ритуалы, обычаи, символы праздника Пасха в основном сохранились и живут сегодня.
Современное бытование весенних православных праздников
Чтобы углубить представление о народных праздниках у детей, сохранить и передать им народные традиции, развивать образный язык, в МБОУ «Сергиевская СОШ» проводится ежегодный праздник в канун 22 марта.
А вот и жаворонки прилетели! На крыльях весну принесли. Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ», папка № 11. Фото Гринвальд Натальи, учащейся 10 класса |
Так, в этом году прошёл праздник «Жаворонок в краю – быть теплу!» (учитель 3 класса Шеховцова Н. В.). Такие праздники расширяют представления детей о народной культуре, совершенствуют навыки инсценирования, сказительства, пения и игры, воспитывают уважение и любовь к традиционной народной культуре своего края.
Участники праздника рассказывают:
- Я сегодня встала, как только солнышко поднялось, выбежала во двор и перебросила через сарай сорок палочек. Бабушка сказала, что это надо делать, чтобы сегодня сорок птиц прилетели.
- А у меня самый большой испечённый жаворонок для всей семьи с фигуркой «птенца» на спине. Посмотрите, какие у них головки, крылья, да еще и медом обмазанные - «Жаворонок в краю – быть теплу!» - так говорят в моей семье. Обрядовые действия этого дня инсценируются, выразительно произносятся заклички, поются протяжные песни, дети и родители играют в различные игры, родители угощают детей жаворонками. В школьной столовой дети также получают на завтрак испечённых птичек.
Тиунова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства, проводит мастер-класс. Архивный материал музея «Русская горница» МБОУ «Сергиевская СОШ», папка № 11. |
Традицию изготовления кукол Веснянок, Вербниц, Пасхальных Голубок решили в школе возобновить и ежегодно, проводя мастер-класс, учитель изобразительного искусства Тиунова Е. Н. показывает технологию изготовления куклы, раскрывает символику народной одежды
Одна из жительниц села Сергиевка, Василечко Светлана Николаевна, 1959 года рождения, уроженка Украины, познакомила нас со своим обычаем изготовления другой куклы, символизирующей приход весны и праздник Сороки, - это Птица-Радость: «Весна, это, конечно, радость – солнышко светит, травка зеленеет. А кто ее приносит? Наши предки верили, что ее, Весну, приносят птички. Вот и делали девушки и женщины специальную обрядовую куклу, которая использовалась и в закличках весны, - Птицу-Радость». Эта обрядовая кукла вся усыпана птичками, а одна непременно должна сидеть на голове. Да и головной убор куклы похож на птицу, с головой, крыльями и хвостом. Вот такая Птица-Радость живёт в украинской культуре. Возможно, приживётся она и у нас.
Выводы: современное бытование весенних православных праздников свидетельствует о постепенном восстановлении забытых сведений о праздниках, о некоторых обрядовых действиях, их символике.
© 2017, Шеховцова Наталья Вячеславовна 338