СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Итоговая работа по иностранному языку

Тема – итоговая аттестация в 4 классе. Вопросы, которые нам

предстоит рассмотреть:

1) итоговая аттестация в четвертом классе

- что представляет собой итоговая аттестация в четвертом классе?

- на каких документах основывается?

- формы итоговой аттестации;

- кто разрабатывает задания для итоговой аттестации?

2) отличие теста от контрольной работы, виды тестов, особенности теста

3) примеры контрольных итоговых работ, средства для подготовки к ним.

Для чего нужна итоговая аттестация в четвертом классе? На каких нормативных

документах она основана?

Первым документом является ФГОС НОО: «Итоговая оценка освоения основной

образовательной программы НОО проводится образовательной организацией и направлена на

оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы НОО

используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующий уровень

образования.

Обратите внимание, что итоговая аттестация – это не внешний контроль по типу ОГЭ

или ЕГЭ. Это внутренняя итоговая оценка. Для чего она нужна? Чтобы определить, готов или

не готов ребенок к продолжению обучения на следующем этапе. Данная итоговая контрольная

работа является обязательной для 4 классов общеобразовательных организаций, работающих

по ФГОС НОО.

Помимо этого оценка используется также для оценки качества работы образовательной

организации. Поэтому итоговая работа должна быть составлена так, чтобы она была честной,

понятной, чтобы она действительно подходила Вашим ученикам и Вашему учебному

учреждению.

Примерная программа раскрывает предметные результаты на двух уровнях: базовом

(«выпускник научится») и повышенном («выпускник получит возможность научиться»),

включает предметные достижения и описывает систему оценки планируемых результатов.

Давайте рассмотрим, что же входит в систему оценивания. Что является объектом

оценки, что от нас зависит, а что к нам не относится?

Объектом оценки являются планируемые результаты.

… Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки

выпускников на уровне начального общего образования выступают планируемые результаты,

составляющие содержание блока «выпускник научится» для каждой программы, предмета,

курса…

Напомню, что имеется три группы планируемых результатов.

Личностные – результаты, которые не подлежат итоговой оценке. Выявить достижение этих

результатов могут специальные психолого-педагогические службы. При этом, осуществляется

всего лишь мониторинг, на какой стадии находится развитие этих результатов.

В основе оценки метапредметных результатов лежит сформированность

универсальных учебных действий. Для такого оценивания необходим специальный

инструментарий – специально сконструированные диагностические задачи.

Что касается предмета «Иностранный язык», то в современных учебниках нет

специальной маркировки заданий, которые носят метапредметный характер. Об этом может

упоминаться в книгах для учителя или в авторских рабочих программах к УМК (учебно-

методическому комплексу).

Одним из «выходов» может стать оценка «Портфолио», но тогда требуется некий

метапредметный портфель ученика.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что метапредметные результаты можно оценить

при помощи специально сконструированных диагностических задач, либо через успешное

выполнение учебно-практических задач средствами предмета.

Оценка предметных результатов происходит в рамках предмета. Их объект –

способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием

средств предмета. Например, решение речевых ситуаций.

Следующий вопрос, который мы с Вами рассмотрим – Как контролировать?

Прежде чем ответить на него, давайте рассмотрим понятия «контрольная работа» и «тест».

Есть ли между ними разница или это одно и то же?

Тест – это один из видов контроля, у которого есть свои особенности. Тест – это

точный инструмент для оценивания. Он имеет стандартизированные задания, отобранные из

набора типовых заданий. У теста есть жесткая регламентированная процедура проведения. У

контрольной работы нет такой жестко регламентированной процедуры проведения, она может

быть представлена диктантом, изложением.

У теста в отличие от контрольной работы есть четкий механизм измерения. То есть

имеется некая шкала оценивания.

Любой тест должен обладать двумя важными качествами: валидностью и надежностью.

Валидность должна быть у любого контроля, а надежность представлена в тесте лучше.

Валидность означает, что мы проверяем только то, что заявляем. К сожалению,

нередки ситуации, когда учитель дает грамматическую контрольную работу на времена

глагола. Ребенок ставит глагол в правильную форму, но допускает орфографическую ошибку.

Учитель за это снижает отметку. В контрольной работе это может быть и допустимо, но это

делает работу невалидной. Если планируем контроль грамматики, то и проверять должны

грамматику, а не орфографию.

Тест может состоять из нескольких частей, каждая из которых будет проверять что-то

одно: грамматику, орфографию, аудирование и т.п. Тест должен быть валидным.

Надежность теста значит, что если любой другой учитель проведет этот же самый тест

по той же самой процедуре, что и Вы, по тем же самым шкалам, то оценка будет практически

одинаковой, с незначительными изменениями в результатах.

Приведем следующий пример: Вы отсутствовали на работе по уважительной причине,

Вас заменял другой учитель и оценил Ваших учеников либо выше, либо ниже, чем Вы.

Потому что его представления о том, что такое хороший ответ, отличаются от Ваших. Здесь

присутствует элемент субъективности. Хороший тест позволяет этого избежать, так как там

четко прописаны критерии: столько-то ошибок – такой-то балл.

Таким образом, при использовании теста любой учитель, пользуясь шкалой измерений,

поставит примерно ту же самую оценку, большого расхождения не будет.

Какие бывают типы тестов. Предлагаем Вашему вниманию типологию, которая

встречается в англоязычной методике.

Language aptitude test – оценка способности к изучению языка;

Placement test – определение наиболее подходящего курса / класса;

Progress test – это оценка успехов (продвижения) учащихся в освоении учебного материала.

Оценивается личное продвижение каждого учащегося;

Achievement test – это итоговый контроль, оценка учебных достижений в рамках конкретного

курса;

Два последних можно объединить в одну группу, при этом progress test – это промежуточный

контроль, а achievement test – это итоговый контроль.

Diagnostic test – это тест на выявление причин проблем в обучении;

Proficiency test – определение уровня коммуникативной компетенции (общего владения

языком) независимо от учебника и курса. К этому типу теста относится и ЕГЭ и ОГЭ. Это тот

диапазон задач, с которым ученик сможет справиться, владея языком.

Все эти типы тестов мы иногда используем в нашей деятельности. Однако не так-то

просто составить хороший тест. Он должен быть валидным и надежным, соответствовать

поставленным целям и задачам. К сожалению, в программе обучения в ВУЗе нет основ

составления тестов, поэтому составление теста – это сфера деятельности тестологов. А нам с

Вами вполне по силам составить хорошую контрольную работу, включив в нее задания в

формате теста.

Что же будет являться содержанием предметного контроля? Содержанием

предметного контроля является итоговая оценка, которая может проходить на базовом и

повышенном уровне. Это то, что в примерной программе перечислено под заголовками

«ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».

Давайте рассмотрим конкретные примеры содержания итогового контроля по английскому

языку в начальной школе:

Аудирование

Ученик научится (базовый уровень)

– понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном

общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;

– воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание

небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом

материале.

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

– воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём

информацию;

– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух

текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Подумайте, пожалуйста, справятся ли Ваши ученики с заданиями базового уровня?

Понимают ли они речь учителя и одноклассников? Реагируют ли на нее? Понимают ли они

основное содержание текстов, основанных на знакомом языковом материале?

Теперь обратите внимание на задания повышенного уровня. Понять информацию

необходимо полностью. Это, скорее всего, не все смогут сделать. Но ведь и на итоговый

контроль это не выносится. Вся Ваша итоговая контрольная работа должна быть

ориентирована на базовый уровень. Говорить о контроле повышенного уровня возможно

лишь в том случае, если у Вас в школе язык изучается углубленно.

Рассмотрим следующий вид речевой деятельности – чтение

Ученик научится (базовый уровень)

– соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;

– читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале,

соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

– читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в

основном на изученном языковом материале;

– читать про себя и находить в тексте необходимую информацию.

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

– догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

– не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное

содержание текста.

Научили ли Вы читать Вашего ученика – соотносить графический образ с его звуковым

образом? Скорее всего – да. Со вторым аспектом ситуация сложнее. Может ли Ваш ученик

соблюдать интонацию? Если в УМК, по которому Вы работаете, уделяется большое внимание

прослушиванию аудиозаписей, созданных носителями языка, то, возможно, достигнуть

данного планируемого результата удастся.

Что касается результата «читать про себя и находить в тексте необходимую

информацию», то подобное задание имеется во всех УМК без исключения, так что достичь его

вполне реально.

Рассмотрим результаты для повышенного уровня. Безусловно, догадка о значении по

контексту - это сложная задача, ведь порой дети в начальной школе даже интернациональные

слова не угадывают, что уж говорить про контекст. Это результат, который продолжит

формироваться в основной школе, поэтому мы не видим его на базовом уровне.

Проблематично научить не замечать слова, не мешающие пониманию общего смысла,

так на данном этапе обучения дословный перевод превалирует, но тем не менее, обращать на

это внимание учеников надо. Так как даже в формулировке задания на контрольной работе

могут иногда встретиться незнакомые слова.

Письмо

Выпускник научится:

– выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

– писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения

(с опорой на образец);

– писать по образцу краткое письмо зарубежному другу.

Выпускник получит возможность научиться:

– в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

– составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;

– заполнять простую анкету;

– правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты

(адрес, тема сообщения).

Рассматривая планируемые результаты по письму, хотелось бы отметить, что даже

задания повышенного уровня часто встречаются в современных УМК. К примеру,

ответить на вопросы к тексту в письменной форме.

Говорение

Выпускник научится:

– участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета,

принятые в англоязычных странах;

– составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;

– рассказывать о себе, своей семье, друге.

Выпускник получит возможность научиться:

– воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;

– составлять краткую характеристику персонажа;

– кратко излагать содержание прочитанного текста.

Изучив результаты по данному аспекту, мы видим, что даже заучивание наизусть

стихотворений, и уж тем более краткий пересказ текста, не является объектом контроля

базового уровня в четвертом классе.

Полный список планируемых результатов представлен в приложении 1. Мною были

предложены лишь примеры того, что является содержанием предметного контроля.

Теперь предлагаю вернуться к характеристикам итоговой контрольной работы. Каковы

они?

1) Оценивание всех видов речевой деятельности и лексико-грамматических знаний

должно осуществляться в строгом соответствии с Примерной программой

(обеспечение валидности). Как только выходим за рамки программы – валидность

пропадает. Так, в некоторых УМК есть дополнительный материал, он превышает

содержание Примерной программы. Мы не имеем права включать его в итоговую

работу.

2) У итоговой контрольной работы должна быть единая прозрачная шкала оценивания

(обеспечение надежности);

3) Контрольная работа должна быть независима от УМК (универсальность примененеия).

Так как мы работаем по учебнику, который соответствует примерной программе, то

составляя контрольную в соответствии с примерной программой, мы делаем ее

универсальной для любого УМК;

4) Учет невысокого уровня тестовой компетентности учащихся. Дело в том, что у детей

младшего школьного возраста еще слабо сформирована тестовая компетенция. Они не

знают, как выполнять формат заданий, не знают формулировок заданий. Дети видят

незнакомое слово, теряются и вообще перестают что-либо делать. Справиться с этим

можно с помощью дополнительных объяснений, пояснений, либо при помощи более

подробной, но доступной для понимания формулировки задания.

Структура итоговой контрольной работы

В связи с тем, что оценка достижения планируемых результатов в начальной школе не

является внешней, то ее форму и структуру определяет сама образовательная организация.

Существуют различные пособия, которые предлагают ее различные варианты.

Предлагаю Вам вариант итоговой контрольной работы, предложенный в пособии «Оценка

достижения планируемых результатов в начальной школе» (электронный вариант доступен

для скачивания – Приложение 2)

Итоговая работа состоит из двух частей: письменной (задания по аудированию, чтению,

лексике, грамматике, письму) и устной (задания по говорению). Работа содержит 20 заданий.

По объектам оценки задания можно разделить на 5 групп.

К 1-й группе относятся задания, нацеленные на проверку умения учащихся понимать на слух

содержание текстов с опорой и без опоры на зрительную наглядность.

2-я группа включает задания, позволяющие оценить умения учащихся прочитать про себя и

понять содержание текста, который содержит как изученный языковой материал, так и

отдельные незнакомые слова; найти в прочитанном тексте запрашиваемую информацию.

В 3-й группе предлагаются задания на проверку лексических и грамматических навыков

учащихся.

4-я группа содержит задания, проверяющие умения учащихся в письменной речи: написание

личного письма с опорой на образец.

5-я группа позволяет оценить умения учащихся в говорении в предлагаемых

коммуникативных ситуациях.

Распределение заданий итоговой работы по объектам оценки

Объект оценивания Кол-во заданий Максимальный

первичный балл

Процент от

максимального

балла за выполнение

работы

Умения в

аудировании

4 7 18

Умения в чтении

(про себя)

6 6 15

Лексико-

грамматические

навыки

7 11 27

Умения в

письменной речи

1 8 20

Умения в говорении 2 8 20

Итого 20 40 100

В итоговой работе используются следующие типы заданий: задания с выбором ответа — 16

заданий, в каждом задании предлагается 3 варианта ответа, из которых верен только 1 ответ;

задания с кратким ответом в виде 1 слова на восстановление связного текста — 2 задания;

задания открытого типа, требующие развёрнутого ответа, — 3 задания.

Распределение заданий по уровням сложности

Предлагаемые в итоговой работе задания разделяются по уровню сложности на задания

базового уровня и задания повышенного уровня в соответствии с планируемыми результатами

освоения программы по английскому языку для начальной школы.

Умения учащихся в каждом виде речевой деятельности, кроме умений в письменной

речи, оцениваются с помощью заданий базового и повышенного уровней. Например, при

оценке аудитивных умений на базовом уровне предполагается проверить умение понимать на

слух основное содержание текста, построенного на знакомом языковом материале, с опорой

на зрительную наглядность, а на повышенном — оценить умение понимать на слух текст и

находить в нём запрашиваемую информацию. Аудитивное умение, которое проверяется на

повышенном уровне, сложнее, чем умение, оцениваемое на базовом уровне.

Достижение учащимися базового уровня подтверждает, что они готовы к дальнейшему

обучению в основной школе. Выполнение заданий повышенного уровня свидетельствует о

более высокой подготовке учащихся по английскому языку.

Примерная тематика заданий для проверки умений учащихся в говорении

Знакомство: имя, возраст.

Я и моя семья: члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера,

увлечения/хобби.

Мой день: распорядок дня, домашние обязанности.

Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда.

Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки.

Мир моих увлечений: мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры.

Выходной день. Каникулы.

Мои друзья: имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия.

Любимое домашнее животное.

Мир вокруг меня: мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер; предметы

мебели и интерьера. Природа. Любимое время года. Погода.

Моя школа: классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности.

Учебные занятия на уроках.

Время и условия проведения итоговой работы

На выполнение письменной части итоговой работы учащимся отводится 45 мин (один

урок).

Первыми проверяются умения в аудировании. Тексты для аудирования (диалоги)

предъявляются дважды в исполнении двух преподавателей английского языка или

аудиозаписи. После первого прослушивания учащиеся выполняют задания по аудированию.

Затем текст звучит ещё раз, и учащиеся проверяют правильность выполнения задания, внося

необходимые исправления.

Затем учащиеся приступают к выполнению заданий по чтению, письму, лексике и

грамматике. Работа выполняется в индивидуальном темпе.

Проверка умений учащихся в говорении происходит на следующем уроке.

Оценка выполнения заданий и работы в целом

За каждое верно выполненное задание с выбором ответа (задания 2—10, 12—17)

учащийся получает 1 балл. За неверный ответ выставляется 0 баллов. За выполнение задания 1

учащийся может получить от 0 до 4 баллов, в зависимости от количества правильно

найденных соответствий.

Задание 11 предусматривает восстановление текста. За каждое правильно вставленное в

текст слово учащийся получает 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание — 5

баллов.

Развёрнутые письменные ответы в задании 18, направленном на проверку умений в

письменной речи, оцениваются следующим образом:

1) Оформление письма в соответствии с нормами письменного этикета,

принятого в англоязычных странах, — 3 балла:

- наличие в верхнем правом углу письма краткого адреса (город, страна или

страна) и даты — 1 балл;

- написание обращения (имени) на отдельной строке — 1 балл;

- написание имени автора письма на отдельной строке в конце письма — 1

балл.

2) Правильность предложений: если учащийся дописал предложение без ошибок или

допустил не более 2 языковых ошибок (например, в орфографии слов, в сочетании слов и др.),

которые не затрудняют понимание предложения, он получает 1 балл. При наличии

многочисленных ошибок, препятствующих пониманию предложения, выставляется 0 баллов.

Если учащийся правильно дописал 5 предлагаемых предложений, то он может получить 5

баллов. Максимальное количество баллов, которое учащийся может получить за задание 18,

— 8 баллов.

Уровень сформированности умений учащегося в говорении (задания 19—20)

оценивается по специальным критериям. Максимальное количество баллов, которое может

получить учащийся за выполнение заданий по говорению, — 8 баллов. Максимальное

количество баллов за выполнение всех заданий проверочной работы — 40 баллов (26 баллов

за задания базового уровня и 14 баллов за задания повышенного уровня).

Если учащийся получает за выполнение всей работы 20 баллов и менее, то он имеет

недостаточную подготовку по английскому языку. Если учащийся получает от 21 до 27

баллов, то его подготовка соответствует требованиям программы. Если учащийся получает

свыше 27 баллов, то он демонстрирует более высокую подготовку по английскому языку.

Обращаю Ваше внимание, что возможна итоговая контрольная работа отдельно по

разным уровням. При этом, учащийся, успешно справившийся с заданиями базового уровня

может получить отметку «отлично».

Подробную демоверсию и критерии оценивания Вы можете изучить, скачав пособие.

И последнее, на что хотелось бы обратить Ваше внимание. Итоговая контрольная

работа может иметь и другую структуру. Вы можете проверять по одному виду речевой

деятельности на каждом уроке (около 10 минут), либо на одной уроке проверить все

непродуктивные виды речевой деятельности, а также лексико-грамматические навыки, а на

втором уроке предложить половине класса выполнить письменное задание, в то время как

вторая половина будет отвечать говорение, а потом поменяться.

09.11.2017 15:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП