СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка сочинения–рассуждения в жанре рецензии

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проверке сочинения-рассуждения учитываются не только речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Оценка за со­чинение складывается из 1) оценки за содержание и речевое оформление и 2) оценки за грамотность. Она может быть снижена из-за нарушения требо­ваний, которым должен соответствовать текст сочинения.

Эти требования – критерии оценки – сформулированы на основе при­знаков текста. Любое сочинение, в том числе и сочинение-рассуждение, на­писанное учеником, – это текст. Создавая тексты разных стилей и типов речи, необходимо помнить о тех признаках, которые и определяют данное речевое произведение как текст. К этим признакам относятся: информатив­ность, тематическое единство, связность, цельность, последовательность из­ложения, завершённость. Это основные признаки текста. Рассмотрим, что стоит за каждым из них.

Информативность – смысловое содержание текста, информация, кото­рую он несёт.

Тематическое единство – связь всех частей текста с темой высказывания (предметом речи), коммуникативной задачей и основной мыслью текста. Тема текста обычно выражается в его названии (заголовке), а при его отсутствии – в первом предложении текста.

Связность – связь всех элементов высказывания по смыслу и граммати­чески. Учащиеся знакомы с последовательной (цепной), параллельной и сме­шанной связью предложений и блоков предложений в тексте.

Цельность – внутренняя смысловая связь предложений и частей текста, которая обеспечивает содержательную и композиционную целостность тек­ста и достигается благодаря правильному использованию грамматических средств (форм лица, времени, наклонения глаголов, типов предложений, порядка слов и т.д.).

Последовательность изложения – определённое (логическое) расположе­ние частей текста. Нарушение последовательности изложения ведёт к изме­нению темы и основной мысли текста, а нередко – к потере смысла и логи­ческим ошибкам.

Завершённость – смысловая соотнесённость концовки текста с его назва­нием (заголовком) и началом текста, смысловая исчерпанность темы, ис­полнение авторского замысла.

Как же нужно работать над текстом будущего сочинения, например сочи­нения-рассуждения по фрагменту текста в жанре рецензии, чтобы он соот­ветствовал данным признакам?

Во-первых, нужно чётко представлять себе предмет речи, тему (о чём пи­шешь в сочинении). Предметом речи в сочинении-рассуждении по заданному тексту является обсуждение проблемы, затронутой автором рассматриваемо­го текста. Это тема сочинения. Все языковые средства сочинения должны быть прямо или опосредованно связаны с его темой, предметом речи. Только в этом случае будет достигнуто тематическое единство текста. Следовательно, необходимо правильно сформулировать проблему и представить её в виде тезиса, т.е. положения, нуждающегося в доказательстве.

Во-вторых, для доказательства выдвинутого тезиса нужно подобрать соот­ветствующие аргументы, примеры и выстроить их в логической последова­тельности. Строгое расположение доказательств обеспечивает последователь­ность изложения.

В-третьих, тезис, доказательства и вывод должны быть связаны по смыслу и грамматически. Последовательная (цепная) связь достигается использова­нием грамматических средств (синонимов, местоимений, наречий, намерен­ным повтором слов и т.д.). Параллельная связь – смысловым (логическим) объединением предложений и частей текста. Связность – один из основных признаков текста.

В-четвёртых, приступая к сочинению-рассуждению, следует составить план. Обычно план любого сочинения включает следующие пункты: вступ­ление, основная часть, заключение. В сочинении-рассуждении тоже три ча­сти: тезис, доказательства, вывод. Но прежде чем сформулировать тезис, нужно сделать небольшое вступление: например, раскрыть актуальность данной проблемы; сообщить сведения об авторе текста; указать место данной про­блемы в творчестве писателя; поделиться размышлениями, вызванными про­читанным текстом, и т.п. Не следует начинать сочинение-рассуждение в жанре рецензии со слов «Перед нами текст…» или «Темой данного текста является…». В основной части необходимо раскрыть сущность данной про­блемы и своё отношение к ней. Сочинение-рецензия (отзыв, эссе – виды рецензии) требует анализа языковых средств текста, которые помогли ав­тору выразить собственную точку зрения, поэтому нужно выявить языковые особенности текста и определить их функцию. В заключении необходимо сделать вывод, при этом он должен быть связан с темой сочинения (его названием) и тезисом. Поскольку вывод – это доказанный тезис, нужно ещё раз вернуться к тезису, предложению-суждению, с помощью которого сформулирована проблема текста. Наличие вывода обеспечивает завершён­ность текста.

В целом сочинение, написанное учеником, должно нести определённую информацию. Сочинение-рассуждение – это сообщение в виде доказательства какого-то тезиса, установления причинно-следственных отношений между яв­лениями на основе умозаключений. Информативность как признак сочинения-рассуждения – это обоснованная оценка предмета речи, проблемы текста.

И наконец, цельность текста зависит от внутренней смысловой связи пред­ложений и частей текста, его композиционной оформленности. Цельность текста достигается единством содержания и формы (языковых средств и ком­позиции текста).

Приведём пример ученического сочинения-рассуждения, написанного в жанре рецензии, и проанализируем его с точки зрения соответствия назван­ным требованиям.

Сочинение-рассуждение ученика в жанре рецензии

«Автор раскрывает в этом тексте два совершенно разных понятия и призывает к тому, чтобы не путали люди экзотику с романтикой никогда. Когда я прочёл этот текст, меня поразила простота и понятливость его. Автор писал просто, и это делало текст совершенно понятным, как мне кажется, не только для меня, но и для тех, кто прочитал его хотя бы раз.

Я с пониманием отношусь к автору потому, что он легко и понятно донёс тему до читателя. Он понимает разницу между экзотикой и романтикой.

Автор воспользовался точно подходящим стилем написания текста на эту тему. У меня возникает такое чувство, что он ясно и точно выразил свои мысли, и при этом он выразил их без особого труда при такой композиции текста и стиля его написания».

Анализ сочинения

Как видим, в маленьком по объёму сочинении допущено большое количество ошибок как в содержании, так и в речевом оформлении. Не касаясь речевых и грам­матических ошибок, проанализируем ошибки в содержании, связанные с нарушени­ем признаков текста.

Какую информацию несёт это сочинение? Ответить трудно, потому что ученик не сформулировал тему анализируемого текста в виде проблемы, которую нужно было раскрыть в собственном сочинении, выразить своё отношение к ней, привести необ­ходимые доказательства, примеры. Непонятно, кто автор текста, о чём в нём говорит­ся (какая информация заложена в нём, какие проблемы поднимает автор, как он ре­шает их) и что хотел сказать ученик о прочитанном им тексте. Следовательно, первая ошибка в ученическом сочинении – нарушение информационного плана текста.

Достигнуто ли автором сочинения тематическое единство текста? Нет. Данный признак текста связан с предыдущим – информативностью. Ученик плохо представ­ляет, о чём нужно писать (тема сочинения), какую мысль следует доказывать (идея сочинения), для чего это нужно делать (задача речи), поэтому сочинение не отлича­ется тематическим единством, так как тематическое единство предполагает связь всех элементов текста с темой, задачей речи и основной мыслью.

Удалось ли ученику обеспечить связность предложений и частей текста? На первый взгляд кажется, что все предложения текста связаны между собой. Это действительно так. Но связаны они лишь грамматически, с помощью замены существительных место­имениями и повтором слов. Смысловая же связность текста нарушена во всех его час­тях, что не позволяет понять, о чём хотел сказать ученик в своём сочинении.

Посмотрите, что получится, если «сжать» смысловой план текста, вычленив ос­новные содержательные элементы высказывания:

«Автор раскрывает …два… понятия и призывает… чтобы не путали люди экзотику с романтикой… меня поразила простота и понятливость его (текста). Автор писал просто, и это делало текст… понятным… Я с пониманием отношусь к автору… он легко и понятно донёс тему до читателя. Он понимает разницу между экзотикой и романтикой. Автор воспользовался. подходящим стилем… У меня возникает… чувство, что он ясно и точно выразил свои мысли…»

Почему же нарушена смысловая связность предложений и частей текста? Она нару­шена в результате несоблюдения последовательности изложения. Как разворачивается мысль ученика? Сначала он говорит о понятиях, которые раскрываются автором ис­ходного текста; затем – о простоте и доступности авторского языка; далее – о своём отношении к автору и теме, затронутой в тексте; потом – опять о двух понятиях, которые анализируются в авторском тексте; и в конце – о стиле и композиции текста.

Как можно видеть, ученик непоследовательно излагает свои мысли, не продумы­вает логическую, смысловую связь отдельных частей высказывания. Это ведёт к появ­лению логических ошибок.

Можно ли сказать, что это сочинение обладает цельностью? К сожалению, этого быть не может при отсутствии информативности, связности, тематического единства и последовательности изложения.

Является ли сочинение завершённым? Исчерпан ли авторский замысел? Как свя­заны начало и концовка сочинения с его темой и коммуникативным намерением автора сочинения? Очевидно, ученик, не представляя себе содержания сочинения в целом и последовательности расположения частей сочинения, писал его спонтанно, записывая случайно пришедшие ему в голову мысли. Это видно по тому, как начина­ется сочинение и чем оно заканчивается. Начало и конец сочинения не связаны с темой, основной мыслью и задачей речи. В целом сочинение не продумано по содер­жанию и не выдержано в композиционном плане, поэтому завершённость как при­знак текста в сочинении отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод, что в проанализированном нами сочине­нии нарушены все признаки текста, следовательно, оценка за содержание будет са­мой низкой. Работая над текстом сочинения, нужно помнить, что все признаки тек­ста взаимосвязаны и взаимообусловлены: отсутствие одного признака влечёт за со­бой отсутствие других.

Источник: Арефьева С. А. Оценка сочинения–рассуждения в жанре рецензии // Русский язык в школе и дома. 2003. – № 5. – С. 21–23.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

https://multiurok.ru/blog/razvitiie-riechi-gotovimsia-pishiem-analiziruiem.html

Категория: Русский язык
23.06.2017 23:26


© 2017 1270

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!