© 2017 1270
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
При проверке сочинения-рассуждения учитываются не только речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Оценка за сочинение складывается из 1) оценки за содержание и речевое оформление и 2) оценки за грамотность. Она может быть снижена из-за нарушения требований, которым должен соответствовать текст сочинения.
Эти требования – критерии оценки – сформулированы на основе признаков текста. Любое сочинение, в том числе и сочинение-рассуждение, написанное учеником, – это текст. Создавая тексты разных стилей и типов речи, необходимо помнить о тех признаках, которые и определяют данное речевое произведение как текст. К этим признакам относятся: информативность, тематическое единство, связность, цельность, последовательность изложения, завершённость. Это основные признаки текста. Рассмотрим, что стоит за каждым из них.
Информативность – смысловое содержание текста, информация, которую он несёт.
Тематическое единство – связь всех частей текста с темой высказывания (предметом речи), коммуникативной задачей и основной мыслью текста. Тема текста обычно выражается в его названии (заголовке), а при его отсутствии – в первом предложении текста.
Связность – связь всех элементов высказывания по смыслу и грамматически. Учащиеся знакомы с последовательной (цепной), параллельной и смешанной связью предложений и блоков предложений в тексте.
Цельность – внутренняя смысловая связь предложений и частей текста, которая обеспечивает содержательную и композиционную целостность текста и достигается благодаря правильному использованию грамматических средств (форм лица, времени, наклонения глаголов, типов предложений, порядка слов и т.д.).
Последовательность изложения – определённое (логическое) расположение частей текста. Нарушение последовательности изложения ведёт к изменению темы и основной мысли текста, а нередко – к потере смысла и логическим ошибкам.
Завершённость – смысловая соотнесённость концовки текста с его названием (заголовком) и началом текста, смысловая исчерпанность темы, исполнение авторского замысла.
Как же нужно работать над текстом будущего сочинения, например сочинения-рассуждения по фрагменту текста в жанре рецензии, чтобы он соответствовал данным признакам?
Во-первых, нужно чётко представлять себе предмет речи, тему (о чём пишешь в сочинении). Предметом речи в сочинении-рассуждении по заданному тексту является обсуждение проблемы, затронутой автором рассматриваемого текста. Это тема сочинения. Все языковые средства сочинения должны быть прямо или опосредованно связаны с его темой, предметом речи. Только в этом случае будет достигнуто тематическое единство текста. Следовательно, необходимо правильно сформулировать проблему и представить её в виде тезиса, т.е. положения, нуждающегося в доказательстве.
Во-вторых, для доказательства выдвинутого тезиса нужно подобрать соответствующие аргументы, примеры и выстроить их в логической последовательности. Строгое расположение доказательств обеспечивает последовательность изложения.
В-третьих, тезис, доказательства и вывод должны быть связаны по смыслу и грамматически. Последовательная (цепная) связь достигается использованием грамматических средств (синонимов, местоимений, наречий, намеренным повтором слов и т.д.). Параллельная связь – смысловым (логическим) объединением предложений и частей текста. Связность – один из основных признаков текста.
В-четвёртых, приступая к сочинению-рассуждению, следует составить план. Обычно план любого сочинения включает следующие пункты: вступление, основная часть, заключение. В сочинении-рассуждении тоже три части: тезис, доказательства, вывод. Но прежде чем сформулировать тезис, нужно сделать небольшое вступление: например, раскрыть актуальность данной проблемы; сообщить сведения об авторе текста; указать место данной проблемы в творчестве писателя; поделиться размышлениями, вызванными прочитанным текстом, и т.п. Не следует начинать сочинение-рассуждение в жанре рецензии со слов «Перед нами текст…» или «Темой данного текста является…». В основной части необходимо раскрыть сущность данной проблемы и своё отношение к ней. Сочинение-рецензия (отзыв, эссе – виды рецензии) требует анализа языковых средств текста, которые помогли автору выразить собственную точку зрения, поэтому нужно выявить языковые особенности текста и определить их функцию. В заключении необходимо сделать вывод, при этом он должен быть связан с темой сочинения (его названием) и тезисом. Поскольку вывод – это доказанный тезис, нужно ещё раз вернуться к тезису, предложению-суждению, с помощью которого сформулирована проблема текста. Наличие вывода обеспечивает завершённость текста.
В целом сочинение, написанное учеником, должно нести определённую информацию. Сочинение-рассуждение – это сообщение в виде доказательства какого-то тезиса, установления причинно-следственных отношений между явлениями на основе умозаключений. Информативность как признак сочинения-рассуждения – это обоснованная оценка предмета речи, проблемы текста.
И наконец, цельность текста зависит от внутренней смысловой связи предложений и частей текста, его композиционной оформленности. Цельность текста достигается единством содержания и формы (языковых средств и композиции текста).
Приведём пример ученического сочинения-рассуждения, написанного в жанре рецензии, и проанализируем его с точки зрения соответствия названным требованиям.
Сочинение-рассуждение ученика в жанре рецензии
«Автор раскрывает в этом тексте два совершенно разных понятия и призывает к тому, чтобы не путали люди экзотику с романтикой никогда. Когда я прочёл этот текст, меня поразила простота и понятливость его. Автор писал просто, и это делало текст совершенно понятным, как мне кажется, не только для меня, но и для тех, кто прочитал его хотя бы раз.
Я с пониманием отношусь к автору потому, что он легко и понятно донёс тему до читателя. Он понимает разницу между экзотикой и романтикой.
Автор воспользовался точно подходящим стилем написания текста на эту тему. У меня возникает такое чувство, что он ясно и точно выразил свои мысли, и при этом он выразил их без особого труда при такой композиции текста и стиля его написания».
Анализ сочинения
Как видим, в маленьком по объёму сочинении допущено большое количество ошибок как в содержании, так и в речевом оформлении. Не касаясь речевых и грамматических ошибок, проанализируем ошибки в содержании, связанные с нарушением признаков текста.
Какую информацию несёт это сочинение? Ответить трудно, потому что ученик не сформулировал тему анализируемого текста в виде проблемы, которую нужно было раскрыть в собственном сочинении, выразить своё отношение к ней, привести необходимые доказательства, примеры. Непонятно, кто автор текста, о чём в нём говорится (какая информация заложена в нём, какие проблемы поднимает автор, как он решает их) и что хотел сказать ученик о прочитанном им тексте. Следовательно, первая ошибка в ученическом сочинении – нарушение информационного плана текста.
Достигнуто ли автором сочинения тематическое единство текста? Нет. Данный признак текста связан с предыдущим – информативностью. Ученик плохо представляет, о чём нужно писать (тема сочинения), какую мысль следует доказывать (идея сочинения), для чего это нужно делать (задача речи), поэтому сочинение не отличается тематическим единством, так как тематическое единство предполагает связь всех элементов текста с темой, задачей речи и основной мыслью.
Удалось ли ученику обеспечить связность предложений и частей текста? На первый взгляд кажется, что все предложения текста связаны между собой. Это действительно так. Но связаны они лишь грамматически, с помощью замены существительных местоимениями и повтором слов. Смысловая же связность текста нарушена во всех его частях, что не позволяет понять, о чём хотел сказать ученик в своём сочинении.
Посмотрите, что получится, если «сжать» смысловой план текста, вычленив основные содержательные элементы высказывания:
«Автор раскрывает …два… понятия и призывает… чтобы не путали люди экзотику с романтикой… меня поразила простота и понятливость его (текста). Автор писал просто, и это делало текст… понятным… Я с пониманием отношусь к автору… он легко и понятно донёс тему до читателя. Он понимает разницу между экзотикой и романтикой. Автор воспользовался. подходящим стилем… У меня возникает… чувство, что он ясно и точно выразил свои мысли…»
Почему же нарушена смысловая связность предложений и частей текста? Она нарушена в результате несоблюдения последовательности изложения. Как разворачивается мысль ученика? Сначала он говорит о понятиях, которые раскрываются автором исходного текста; затем – о простоте и доступности авторского языка; далее – о своём отношении к автору и теме, затронутой в тексте; потом – опять о двух понятиях, которые анализируются в авторском тексте; и в конце – о стиле и композиции текста.
Как можно видеть, ученик непоследовательно излагает свои мысли, не продумывает логическую, смысловую связь отдельных частей высказывания. Это ведёт к появлению логических ошибок.
Можно ли сказать, что это сочинение обладает цельностью? К сожалению, этого быть не может при отсутствии информативности, связности, тематического единства и последовательности изложения.
Является ли сочинение завершённым? Исчерпан ли авторский замысел? Как связаны начало и концовка сочинения с его темой и коммуникативным намерением автора сочинения? Очевидно, ученик, не представляя себе содержания сочинения в целом и последовательности расположения частей сочинения, писал его спонтанно, записывая случайно пришедшие ему в голову мысли. Это видно по тому, как начинается сочинение и чем оно заканчивается. Начало и конец сочинения не связаны с темой, основной мыслью и задачей речи. В целом сочинение не продумано по содержанию и не выдержано в композиционном плане, поэтому завершённость как признак текста в сочинении отсутствует.
Таким образом, можно сделать вывод, что в проанализированном нами сочинении нарушены все признаки текста, следовательно, оценка за содержание будет самой низкой. Работая над текстом сочинения, нужно помнить, что все признаки текста взаимосвязаны и взаимообусловлены: отсутствие одного признака влечёт за собой отсутствие других.
Источник: Арефьева С. А. Оценка сочинения–рассуждения в жанре рецензии // Русский язык в школе и дома. 2003. – № 5. – С. 21–23.
*
См.:
Карта сайта
Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…
© 2017 1270