СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребёнку расширить образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Известно, что ознакомление с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Поэтому же в младшем возрасте, с момента поступления ребёнка в детский сад, мы решили знакомить детей с окружающим миром. Но не в пассивной форме, а активной, когда ребёнок сам является её активным участником.

Мы считаем, что такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет дать детям полную информацию об изучаемых явлениях или объектах; повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников, положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей.

Цель нашей работы на данном возрастном этапе: привлечь детей к познанию окружающего мира.

При организации исследовательской деятельности с детьми мы ставили следующие задачи:

  1. Формирование у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой).
  2. Развитие собственного познавательного опыта при использовании разных форм исследовательской деятельности.
  3. Передача ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира.
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.

Организация работы велась по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа (характеристика особенности сезонов);
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва, снег, песок).

В нашу исследовательскую деятельность включили следующие формы работы с детьми:

* познавательные занятия;

* совместная деятельность детей с воспитателем (игры- опыты) в уголке экспериментирования;

* игры по труду в уголке природы и на участке;

* игры- эксперименты и дидактические игры;

* художественно –с ребёнком продуктивная деятельность;

* наблюдения в природе.

На наш взгляд, предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

Для организации исследовательской деятельности в группе создали уголок экспериментирования, где исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними, развивают мелкую моторику рук. Здесь малыши проводят эксперименты: льют, переливают, превращают снег в воду, делают мыльные пузыри и др. Видят и понимают, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет; что такое камень, какой он и др.

Учитывая особенности детской природы, дети младшего дошкольного возраста не способны концентрировать внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Опыты и эксперименты повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.

Кроме проведения опытов и экспериментов в исследовательском уголке, проводим интегрированные занятия с элементами экспериментирования. Обучение строится как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На занятиях используем различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Уже в младшем возрасте детям предлагается не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, потрясти, понюхать. Используем отдельные поисковые действия. Большую роль отводим играм – экспериментам, наблюдениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира. Руководя исследовательской деятельностью, создаём специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребёнка.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к стремлениям ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Нами разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю?», картотека опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Проведены родительское собрание по теме: «Кто над кем экспериментирует?», консультации на темы: «Строительство из песка», «Изучаем свойства воды», показаны открытые мероприятия «Весеннее превращение», «Поможем черепашке Агаше».

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем свободно развиваться их способностям и талантам, пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

Список использованной литературы:

  1. Зарипова П. Элементарная поисковая деятельность в детском саду.// Дошкольное воспитание. – 1994. -№ 7. – С. 43.
  2. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги». – М.: Линка – Пресс, 2002. – С.148.
  3. Порткина С.А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников. // Воспитатель ДОУ. – 2010. - № 3.- С. 26.
02.04.2020 16:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!