СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для педагогов по подготовке и проведению НОД в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ–

это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно

Практические советы:

1.Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

2.Качественнаяподготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

3. Целепологание и формулировка задач НОД.

Цель НОД должна быть

  • Актуальной;
  • Конкретной;
  • Желательно, чтобы цель была одна;
  • Измеримой ;
  • Достижимой и соотноситься с определенным сроком.
  • Соотноситься с целью более высокого порядка.

Задачи НОД должны отражать те шаги, которые планирует предпринять педагог, чтобы достичь поставленной цели. неверно цели и задачи менять на программное содержание. Педагогическая деятельность не может быть бесцельной.

Если цели и задачи обозначены правильно, они могут дать общее представление о планируемой НОД.

Образовательные задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС ДО:

1. расширить знания о.

2. обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,

3.закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. ( какие-либо программные знания, умения, навыки),

4.«Актуализировать знания детей о …»

-«Создать условия для получения детьми знания о …»

-«Мотивировать детей к самостоятельному изучению.

-«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

-«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

-«Стимулировать детей к…»

Примерные формулировки образовательных задач НОД закрепляющего и итогового характера:

1.«Актуализировать знания детей о …»

-«Закрепить в самостоятельной деятельности умение. -«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

2.«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

-«Содействовать усвоению. ……. овладению….

Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций,(мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне.

Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола:

- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов, «начать работу по развитию» и т.д.

- если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать развивать …», : «продолжать формировать…», «совершенствовать …» и т.д.

Примерные формулировки развивающих задач НОД:

-«Развивать умение логически излагать.»

-«Развивать слуховое внимание при определении слов

со звуком….

-«Способствовать развитию плавности речи…

-«Продолжать развивать умение ….

-«Продолжать развивать

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:

- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.

- если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий - «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.

4.Соблюдение структуры занятия:

  • Вводная часть. Организация детского внимания: использование музыки и мультимедио, чтение стихотворения, наблюдение, словесная дидактическая игра; создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску её решения. (3 – 5 мин);
  • Основная часть. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение; дать новые знания для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов Программы; работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Это может быть беседа, рассматривание, составление рассказа, дидактическая игра, работа с поговорками и т.д. (15 – 20 мин);
  • Заключительная часть (рефлексия). Предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации, знаний, умений и навыков (повторение и совместные упражнения, чтение рассказа, самостоятельная работа с дидактическим материалом, рисование и т.д.) (3 – 5 мин.).

Примерное описание задач и деятельности в каждой части смотри в Приложениие № 1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

следующие основные этапы:

- организационный этап

Задача:

-мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Мотивационно- целевой этап

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Вот эти 6 механизмов:

  • Поощрять исследование окружающей среды
  • Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
  • Хвалить ребёнка за совершённые достижения
  • Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
  • По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
  • Стимулировать языковое и символическое общение
  • Выполнение всех 6 условий поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.
  • В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
  • Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:
  • 1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  • 2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  • 3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  • 4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
  • 5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
  • 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
  • При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
  • Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
  • Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
  • Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
  • Каждому ребёнку даётся посильное задание.
  • В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
  • Третий тип мотивации «Научи меня»
  • Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
  • Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
  • 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  • 2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  • 3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
  • 4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
  • Например:
  • -Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» -

  • Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
  • Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

  • Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
  • - обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
  • - обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
  • - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
  • Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • Этап - Понимания и коррекции
  • Актуализация имеющихся знаний и представлений
  • Задача:
  • Проверка полноты, осознанности, систематичности, прочности знаний. Установление положительных сторон в знаниях. Выявление места и причины затруднения
  • -актуализацию имеющихся знаний;
  • - сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы
  • мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;
  • - сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной
  • практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);

Ключевые вопросы. Ключевые вопросы придают общую логику НОД. Это несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество – 4–5, иногда больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату.

Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию), направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными.

Совместная работа. На данном этапе, как и на следующем, предусматриваете ситуацию выбора материалов, вида активности, партнера по деятельности и общению. Даже если предоставляете ребенку не широкий выбор, а всего лишь два варианта, это позволит дошкольнику самостоятельно принять решение.

Самостоятельная работа детей. Данный этап можно не отражать в конструкте, если не предполагаете самостоятельную работу. Это зависит от цели НОД. Но если планируете ее, то должны обозначить свою роль на данном этапе.

Воспитатель может:

•провести индивидуальную работу с детьми, которым необходима помощь;

•продолжить диалог со всеми воспитанниками по теме НОД;

•дать дополнительную информацию;

В ходе НОД надо помнить: В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в конструкте. Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше. Не торопите детей с ответами!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания. Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно. Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент. Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»

Заключительная /Рефлексия – последняя и обязательная часть НОД.

Формировать рефлексивные навыки как показатели личностного роста детей – важная задача воспитателя. В конце образовательной деятельности можно и нужно обсуждать:

  • результат – соответствует ли он цели, ожиданиям в начале НОД (он может быть коллективный (У нас получилось?) и индивидуальный (У тебя получилось?);
  • моменты, которые требуют коррекции (Что хотели бы исправить?);
  • При подведении итога НОД надо помнить: Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия. «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д. Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», Как достигли результата? «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
  • взаимодействие в ходе деятельности: внимание к интересам других, взаимовыручка;
  • отношение к происходящему, эмоциональный фон (с каким настроением работали?);
  • Не хвалить каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке.», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание- составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.
  • перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Что хотели бы еще сделать? Узнать? Какой способ выбрали бы в следующий раз?).

Важно!

ОТКРЫТЫЙ КОНЕЦ

Задать эмоциональный настрой на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретённых умений в самостоятельной деятельности.

Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:

​ §подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;

​ §должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,

​ §должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;

​ §по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);

​ §должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);

​ §включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;

​ §предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);

​ §имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

Для качественного проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо:

​ §поддерживать интерес детей на протяжении всей НОД;

​ §соблюдать требования здоровьесберегающей педагогики;

​ §обеспечивать реализацию индивидуально-дифференцированного подхода;

​ §активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

​ §создавать условия для развития умений детей взаимодействовать, организовывать общение, направленное на решение познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций;

​ §уделять внимание обучению детей умению слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь (воспитательная задача);

​ §создавать условия для овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, сериация, абстрагирование и т.д.), развития психических процессов, творческих способностей, умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливать причинно-следственные связи;

​ §организовывать поиск детьми способов решения; обнаружения закономерностей, причинно-следственных связей; установления зависимостей;

​ §поиск сходства и различия содержания занятия с подобными явлениями, изученными ранее;

​ §направлять усилия выработку понятий; поиск доказательств; выдвижение и проверку гипотезы.

В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать:

​ §проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности), интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);

​ §методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений);

​ §сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;

​ §систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;

​ §обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);

​ §грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;

​ §осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

УДАЧИ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ!!

20.02.2024 13:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!