СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для родителей «упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые родители! Для успешного развития речи вашего ребенка необходимо формировать и основу понимания речи, то есть развивать слух. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Фонематический слух-это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Ведь заменив один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том» и т.д. Предлагаемые игры построены по принципу от простого к сложному. Выполняя первые задания, убедитесь, что ребенок с ними справляется и затем переходите к более сложным.

Игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать – это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Игра «Большой или маленький».

Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен узнать и показать, который из зайцев только что играл.

Упражнение № 1

Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребёнок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й вариант звучания. Затем только на слух (ребёнок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит.

Упражнение № 2

Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребёнок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвёт её, мнёт, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого проведённого действия ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой.

Упражнение № 3

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов и крема) помещаются сыпучие продукты с частицами разной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок, и д.р. ребёнку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при её встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, взрослый просит ребёнка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество баночек ограничивается в начале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Упражнение № 4

Педагог предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем меняя высоту голоса просит отгадать, кто говорит: Михайло Иваныч (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произноситься поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

- Кто сидел на моём стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме? И т.д.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребёнку показать на одну из картинок – изображение трёх разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Упражнение № 5

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Упражнение № 6

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок слышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

БАМАН АЛЬБОМ ВИТАМИН КВЕТКА

ПАМАН АЙБОМ МИТАМИН КЛЕТКА

БАНАН АНЬБОМ ФИТАМИН КЛЕТТА

БАНАМ АВЬБОМ ВИТАЛИН ТЛЕТКА

Упражнение № 7

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У). Аист, утка, иглы, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Упражнение № 8

Назвать последний звук в словах (А, У, О, И, Ы). Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, майки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приму.

«Придумай слово»

Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

«Поймай звук»

В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

«Найди звук»

Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

«Убежал звук»

Взрослый называет слова с недостающим звуком. Перед детьми ставится задача: определить какого звука не хватает в слове и произнести слово полностью. Например: (.пельсин,.нанас)

«Картинке – своё место» (определения места звука в слове: начало, середина, конец слова). Разложить картинки к своему вагончику, в зависимости от места звука в слове.

«Разбросай слово»

Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

«Цепи-цепи-кованы»

Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

«Исправь Незнайкины ошибки»

Педагог говорит: Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки. Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву.

«Путаница» («Найди ошибку»)

Педагог неправильно произносит слова или шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например: Русская красавица своей козою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.

«Где наш дом?»

Цель: Развитие фонетического слуха, умения определять количество звуков в слове. Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3,4 или 5). Ход игры. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

«Собери цветок»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся. Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или вся группа, поделенная на две команды).

«Рассели животных»

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух. Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или вся группа, поделенная на две команды).

09.02.2022 09:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!