СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сложноподчиненные предложения
Виды придаточных предложений ( частей) в СПП:
Виды придаточных |
Вопросы |
Способ присоединения |
Примеры |
Определительные ! Относятся к существит.,местоимению. |
Какой? Чей? Который? |
Союзные слова: что, кто, который, где, куда, откуда, Чей, какой?… |
Люблю людей, кому жизнь в радость. |
Изъяснительные !!! относятся в главном [ ] к словам со значением речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (радоваться, жаль, рад …) |
Вопросы косвенных падежей(кого?чего? Кому? Чему? кого ? что? Кем? Чем? о ком? о чём? |
Союзы и союзные слова: что (бы), как будто, ли, куда, где…
|
Смотри, как роща зеленеет.
|
Обстоятельственные: 1. Места
|
Где? Куда? Откуда?
|
Союзные слова: где, куда, откуда |
Деревья кругом, куда ни взглянешь, были золотые. Откуда ветер, оттуда и дождь.
|
2. Времени
|
Когда? С какого времени? До какого времени? Как долго? |
Когда, с тех пор как, едва, как только, пока, перед тем как..
|
Только иногда, когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал. |
3.Условия
|
При каком условии?
|
Если, ежели, раз, коли…
|
Если начнутся дожди, палатки придется переносить выше. |
4Причины
|
Почему? По какой причине?
|
Потому что, оттого что, так как, ибо, Вследствие того что, поскольку… |
Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью. |
5. Цели
|
С какой целью? Для чего?Зачем?
|
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, Лишь бы |
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. |
6. Следствия
|
Вследствие чего что произошло? |
так что
|
Снег становился белее, так что ломило глаза. |
7. Образа действия, Меры и степени |
Как? Каким образом? В какой мере? В какой степени? До какой степени? |
Как, сколько, будто, что, чтобы…
|
Говори так, чтобы я понял. |
8. Сравнения
|
Как? Подобно чему? В сравнении с чем? |
как, будто, точно ,подобно тому как , чем..тем |
Повалился он, будто кто-то толкнул его. Мы втроем начали беседу, как будто век были знакомы.
. |
9. Уступки |
Несмотря на что? |
хотя, несмотря на то что, пусть, пускай, даром что, как ни |
Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было |
Присоединительные (добавочное сообщение)
|
Что можно добавить к этому?
|
Что, почему, отчего |
Я остаюсь на даче на всю зиму, что оригинально и ново. |
Сложноподчиненные с несколькими придаточными:
( многочлены)
Типы подчинения:
Тип подчинения |
определение |
пример |
ПоСЛЕДовательное
Что? Когда? [ знал ], ( что помогут), (когда ). |
Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом |
Он знал, что друзья помогут,когда ему будет трудно. |
Параллельное (Неоднородное) Когда? Какую? (когда) ,[ показал рыбу ], ( которую ). |
Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного. |
Когда мы пришли, отец показал рыбу, которую он поймал. |
Однородное подчинение Что? Что? [ знал ], ( что ), ( что ). |
Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. |
Он знал, что друзья его не бросят, что они помогут.
|
Комбинированное подчинение |
Такое подчинение, при котором одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. |
В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли. |
!!!Она мечтала о том, как она будет жить в деревне _ и какая это будет интересная жизнь.
Двойной союз! Если..то, когда. .то хотя.. но
Он знал, что _ если ему будет трудно, то друзья помогут.
когда
!!
Он знал, что , если ему будет трудно, _ друзья помогут.
когда
© 2015, Маркевичус Людмила Фёдоровна 2366