СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по развитию методики самостоятельного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка № 1

(Общая «стратегия» чтения)

1. Вдумайся в заголовок: возможно, он тебе подскажет, о чем текст.

2. Произведи «разведку» вокруг текста: выясни, в частности, кто его написал и возможные сведения об авторе из введения или из лингвострановедческого справочника; рассмотри иллюстра­ции, вчитайся в пред- и послетекстовые задания — все это поможет предвосхитить содержание.

3. Прочитай бегло весь текст или его законченный отрывок, обходя трудности, чтобы составить себе общее представление о его содержании; это поможет тебе в последующем при чтении преодо­леть трудности.

Памятка № 2

(«Тактика» чтения)

1. При встрече с незнакомым словом — не останавливайся: даль­нейшее изложение может внести ясность в понимание его значения, при этом старайся использовать свои знания фактов, событий действительности, о которых упоминается в тексте.

2. Постарайся догадаться о значении слова; языковая догадка возможна, если данное незнакомое слово:

— напоминает по своему звучанию или графическому образу слово родного языка;

— состоит из знакомых словообразовательных элементов;

— относится к интернациональным словам;

— включено в словосочетание, элемент/элементы которого тебе известны.

3. Слова, значение которых не удалось установить, найди в словаре. Для этого необходимо:

— знать условные обозначения, принятые в словаре (они даются в начале любого словаря), и его структуру;

— усвоить правила расположения слов в словаре, в частности тот факт, что место слова определяется не только первой буквой алфа­вита, но и последующими;

— уметь придать слову исходную словарную форму, отталки­ваясь от его производной контекстной формы;

— выбрать нужное значение из имеющихся, проверить его соот­ветствие тексту.

Памятка № 3

1. Прочитай текст про себя, чтобы знать о чем он[1].

2. Прочитай трудные слова и словосочетания из текста, соблюдая правила чтения букв и буквосочетаний, обращая внимание на ударение в слове и на отсутствие пауз между словами словосоче­тания.

3. Прослушай чтение всего текста/отрывка диктором, производя разметку текста. Помни, что ударением во фразе выделяются только значимые слова; на служебные слова оно не падает; обрати также внимание на повышение и понижение тона.

4. Прослушай чтение текста еще раз, обращая внимание на сред­ства выразительности.

5. Выполни паузированное упражнение, по возможности подра­жая диктору.

6. Подготовься к выступлению перед классом с выразительным чтением текста.

Памятка № 4

1. Выполни фонетическое упражнение перед прослушиванием текста: повторяй за диктором слова и словосочетания из аудио-текста, который тебе предстоит прослушать.

2. Прослушай (или прочитай) задание, которое тебе надо будет выполнить после первого и последующего прослушивания.

3. Прослушай введение к аудиотексту и продумай, что ты из него узнал.

4. Прослушай внимательно аудиотекст, старайся понять смысл, игнорируя незнакомые слова. Помни: события, факты и идеи обычно характеризуются в тексте с разных сторон, поэтому можно понять их смысл, даже если не все слова известны.

5. Выполни первое задание.

6. Прослушай текст еще раз и выполни остальные задания.

7. Прослушай текст в третий раз, чтобы подготовиться к ответу на вопрос: «О чем здесь рассказано? Кому может быть интересен этот рассказ? Понравился ли он тебе?»

Памятка № 5

(Для самостоятельной подготовки монологического высказывания)

1. Представь, о чем ты будешь говорить, и составь план своего высказывания.

2. Прочитай текст (тексты) на нужную тебе тему.

3. Выдели из текста (текстов) материал — слова, словосочета­ния, предложения, нужные для твоего высказывания; соотнеси его с пунктами плана.

4. Вспомни, какой еще языковой материал ты сможешь исполь­зовать в своем высказывании, и припиши его.

5. Сделай преобразования, необходимые для передачи твоего замысла.

6. «Прорепетируй» свое высказывание, пользуясь построенной тобой программой.

Памятка № 6

(Для самостоятельной парной работы над развитием диалогической речи)

1. Прослушай диалог, чтобы выяснить, о чем в нем идет речь, выдели его участников, распредели роли между собой.

2. Прочитай диалог, одновременно слушая его и проговаривая за диктором свою роль.

3. Выдели из диалога его характерные особенности: слова, на­чинающие разговор, помогающие его развивать и закончить; обра­щения, а также слова, передающие отношение друг к другу его участников и к тому, о чем они говорят.

4. Разыграй диалог, опираясь на текст.

5. Разыграй диалог по памяти.

6. Разыграй диалог в несколько измененной ситуации (ситуа­ция может быть подсказана учителем или описана в учебнике).

Памятка № 7

(Для самостоятельной подготовки устного высказывания на основе опор)

1. Представь, что ты хочешь сказать по данной теме/ситуации, и спланируй свое высказывание.

2. Подбери к каждому пункту плана соответствующие языко­вые средства: слова, словосочетания, предложения из данных в учебнике и по памяти.

3. Скомбинируй этот материал для передачи своего замысла (помни при этом о времени, лице, числе и т. д.).

4. Представь себе конкретных слушателей и, обращаясь к ним, произнеси свое высказывание.

Памятка № 8

(Для письменного выполнения домашних лексико-грамматических упражнений)

1. Прочитай задание и определи, в чем его суть.

2. Если задание предполагает подстановку или ответ на вопрос, припомни (выясни, уточни) значение требуемого языкового явле­ния.

3. Установи его грамматические формы, обрати внимание на порядок слов. (Если забыл, как образуются грамматические формы, то обратись к словарю и грамматическому справочнику.)

4. Письменно вставь данное языковое явление в предложение (или при ответе на вопрос), придав ему сначала соответствующую производную форму.

5. Прочитай полученное предложение.

6. Произнеси его без опоры на запись.

Памятка № 9

(Для письменной компрессии текста в ходе самостоятельной работы)

После того как был прочитан текст и в целом понят, можно приступить к составлению «своего» текста на его основе.

1. Читай текст по абзацам, выделяя в каждом из них предложе­ние, в котором заключена главная мысль абзаца, и выпиши его.

2. Проведи сокращения внутри выделенных предложений за счет второстепенных слов, т. е. слов и словосочетаний, лишь уточняю­щих основное.

3. Соедини полученные предложения в единый текст, предусмот­рев при этом соответствующие способы связи: личные, указатель­ные и притяжательные местоимения, союзы и союзные слова и т. д.

4. Придай записи форму в зависимости от того, пишешь ли ты аннотацию, реферат, рецензию или резюме.

[1] Эта фаза является факультативной: при чтении знакомых текстов и новых без подготовки во времени (третий режим) она опускается.

Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

08.06.2022 21:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП