СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Параметры и критерии оценки дополнительных образовательных программ в ОДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации в помощь

педагогам, методистам и руководителям ОУ дополнительного образования

Уникальность системы дополнительного образования состоит в ее вариативности по отношению к процессу программирования образовательной деятельности детей.

Многие педагоги претендуют на признание своего авторства, оценку уровня программ, другие нуждаются в помощи по их корректировке и совершенствованию.

На основании Требований для процедуры экспертизы, удобства заполнения результатом, их доказательности разработана методика оценки образовательной программы по трем блокам параметров:

  • оформление;
  • общая характеристика содержания программы;
  • характеристика содержания структурных элементов программы.

Каждый параметр характеризуется рядом показателей, которые оцениваются по пятибалльной шкале оценок и распределяются по трем уровням:

  • низкий – от 0 до 2 баллов;
  • средний – от 3 до 4 баллов;
  • высокий – 5 баллов.

Итоговая сумма баллов также распределяется по уровням и является показателем качества образовательной программы:

  • низкий – от 0 до 34 баллов;
  • средний – от 35 до 68 баллов;
  • высокий – от 69 до 85 баллов.

Критерии оценки параметров

  1. Оформление программы

1.1 Титульный лист

  • Высокий уровень – титульный лист оформлен в соответствии с требованиями: содержит наименование ОУ, отметку об утверждении программы директором учреждения, печать, № протокола педагогического совета (либо другого экспертного совета), утвердившего программу, наименование программы (короткое, емкое, привлекательное, отражающее содержание), возраст детей, на которых рассчитана программа, срок реализации, год разработки, Ф.И.О. автора (автора – составителя), должность, город. На второй странице титульного листа оформлен паспорт программы: направленность (научно – техническая, спортивно – техническая, физкультурно-спортивная, художественно – эстетическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально – педагогическая, культурологическая, естественно-научная), вид (модифицированная, профильная, автора и др.),
  • Средний уровень – имеются незначительные замечания по 1-2 пунктам параметра;
  • Низкий уровень – титульный лист не соответствует требованиям к оформлению.

1.2 Эстетичность:

  • Высокий уровень – программа выполнена в печатном варианте с соблюдением полей. Если в программе используются цитаты, то сделаны сноски на источники. Каждая глава печатается с новой страницы, главы разделены на абзацы. Шрифт – 14, формат А4. Если в программе приводятся графики, таблицы, диаграммы, схемы, то их номер указывается в тексте и непосредственно перед ними, также они могут быть представлены в приложении;
  • Средний уровень – имеются незначительные, легко исправимые замечания;
  • Низкий уровень – программа выполнена без соблюдений требований к оформлению.

1.3 Наличие рецензии:

  • Высокий уровень – в наличии внутренняя и внешняя рецензии;
  • Средний уровень – в наличии только внешняя рецензия;
  • Низкий уровень – рецензии отсутствуют.

1.4 Структура программы:

  • Высокий уровень – программа содержит разделы, соответствующие требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ ДОД. Дополнительные элементы программы (планы, схемы, таблицы, приложения);
  • Средний уровень – в структуре программы отсутствует один из разделов, влияющий на конечный результат программы;
  • Низкий уровень – в структуре программы отсутствует более одного раздела.

2. Общая характеристика программы

2.1 Актуальность:

  • Высокий уровень – программа актуальна, имеется социальный заказ, ориентирована на решение наиболее значимых проблем ДОД в данный период времени, есть новизна, отличительные особенности от уже существующих программ;
  • Средний уровень – программа не отражает социальный заказ либо дублирует задачи базового образования;
  • Низкий уровень – программа не актуальна (либо актуальность не прописана).

2.2 Целостность:

  • Высокий уровень – цели и задачи, способы их достижения, результаты согласованы, ориентированы на возрастные и психофизиологические особенности детей, указанные в программе (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели);
  • Средний уровень – частичное несогласование;
  • Низкий уровень – отсутствие несогласования.

2.3 Прогностичность:

  • Высокий уровень – программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальний прогноз, что будет с детьми после освоения программы? Будет ли программа развиваться дальше, какими путями?);
  • Средний уровень – программа отражает требования только сегодняшнего дня;
  • Низкий уровень – прогнозирование результатов отсутствует.

2.4 Контролируемость:

  • Высокий уровень – в программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы (формы подведения итогов по каждой теме или каждому разделу программы);
  • Средний уровень – в программе не полностью отслеживаются результаты;
  • Низкий уровень – результаты не отслеживаются.

2.5 Реальность:

  • Высокий уровень – возможность реализации программы, соответствующего плана мероприятий концептуальному замыслу (должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени);
  • Средний уровень – частичное соответствие плана мероприятий концептуальному замыслу;
  • Низкий уровень – программа не реальна для реализации.

2.6 Качество подачи материала:

  • Высокий уровень – материал изложен профессионально грамотно: отмечаются логика, последовательность, аргументированность, системность, научно – методическая обоснованность; стиль изложения понятен, присутствуют открытость и ясность изложения материала;
  • Средний уровень – материал сложен для восприятия, фразы громоздкие, избыточность речевого оформления крайне затрудняют чтение;
  • Низкий уровень – обилие ошибок, недоработок, материал изложен не последовательно, не логично и т.д.

3. Характеристика структурных элементов программы

3.1 Пояснительная записка

  • Высокий уровень – отражена актуальность программы: социальный заказ (кому нужна программа, почему это важно для социума), выявлены противоречия, определены проблемы, отражена главная идея программы, принципы реализации, даны краткие сведения о коллективе (количество детей, возраст, общее количество часов по программе, сроки реализации, социальный статус, интересы, потребности целевых групп и др.). Прописаны наименование, форма детского объединения (кружок, клуб, секция, студия и т.п.), исторические сведения о детском объединении, успехи, обобщенный результат реализации программы. Дана краткая характеристика участников образовательного процесса (люди, занятые в реализации программы), условия работы, должностные обязанности, степень вовлеченности в программу и др. Дается вводная характеристика предмета, раскрывается предшествующий опыт решения проблемы, представлен конечный результат;
  • Средний уровень – пояснительная записка не содержит полной информации;
  • Низкий уровень – пояснительная записка не отражает сути программы, содержит минимум конкретной информации.

3.2 Цели и задачи:

  • Высокий уровень – цель отражает предполагаемый конечный результат, четко сформулирована, реальна, достижима. Задачи являются конкретными шагами по достижению цели, соответствуют содержанию и методам предлагаемой деятельности;
  • Средний уровень – цель, задачи сформулированы не конкретно;
  • Низкий уровень – цель, задачи не отражают конечный результат, не реальны, не достижимы.

3.3 Учебно-тематический план:

  • Высокий уровень - в программе раскрывается последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий. Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
  • Средний уровень - в программе не представлены 1-2 наименования раздела и темы.
  • Низкий уровень - имеются замечания в большом количестве.

3.4 Содержание программы:

  • Высокий уровень – в программе представлены направления (учебная, воспитательная, профилактическая, допрофессиональная деятельность, работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение детей и др.). кратко раскрывается содержание по каждому направлению деятельности. Учебная деятельность представлена тематическими планами на каждый год обучения, с указанием задач, предполагаемых результатов, с распределением часов по разделам и темам занятий, указанием общего количества часов, с разбивкой на теоретические и практические занятия. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам в соответствии с тематическим планом на каждый год обучения. В данном разделе программы можно представить планы воспитательной работы, работы с родителями (как приложение к программе);
  • Средний уровень – в программе представлена только учебная деятельность;
  • Низкий уровень – содержание программы представлено только тематическим планом учебных занятий.

3.5 Методическое обеспечение программы

  • Высокий уровень – в программе прописаны формы, методы работы, особенности организации учебно-воспитательного процесса: применение индивидуальных, дифференцированных, личностно-ориентированных, игровых и других методик и технологий, используемых при организации учебно-воспитательного процесса. Приводятся технологии контроля за ЗУН учащихся по каждому разделу перспективно – тематических планов по годам обучения: форма, метод контроля, наименование технологии контроля (если имеется, указать название, автора методики). Также приводятся технологии отслеживания результатов в соответствии с поставленными в образовательной программе целями и задачами: формы, методы, технологии, сроки проведения педагогических, социально – психологических диагностик;
  • Средний уровень – в программе прописаны только формы и методы работы;
  • Низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел.

3.6 Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки:

  • Высокий уровень – в программе даны характеристики предполагаемых результатов (ЗУН, личностные и коллективные изменения) в зависимости от поставленных целей и задач: приведены формы, методы, критерии оценки результатов;
  • Средний уровень – в программе приведены результаты и формы, методы, критерии оценки не под каждую задачу (либо есть результаты, не т критериев);
  • Низкий уровень – в программе отсутствует данный раздел.

3.7 Список литературы:

  • Высокий уровень – список литературы оформлен по схеме: порядковый номер, в алфавитном порядке – Ф.И.О. автора, заглавие, издательство, город, год издания. Список литературы приводится в двух частях – для педагогов и детей;
  • Средний уровень – имеются замечания по 1-2-м пунктам;
  • Низкий уровень – имеются замечания более чем по 2-м пунктам.
09.04.2021 14:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП