© 2017 549
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Консультация для родителей старшей группы
«Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей.
Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша.
Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий.
1. Родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто родители не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.
2. Родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
Для создания благотворной почвы для развития речи своего малыша родителям необходимо следить за своей речью, хвалить ребенка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, прогулок помогает родителям лучше узнавать своих детей. Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Задачи, которые ставятся перед родителями детей с нарушениями речи: - создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; - проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции речевых нарушений.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: - родители не слышат недостатков речи своих детей; - не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна:
В основу результативной организации сотрудничества ребенка, учителя – логопеда и родителей может быть положена схема контактного взаимодействия участников педагогического процесса, которая предполагает определенную последовательность, стадиальность работы.
А поэтому, уважаемые родители, для того чтобы закрепить знания, умения и навыки, которые были приобретены на логопедических занятиях, достаточно соблюдать несколько простых правил:
1. Помните, богатая, чистая и правильная речь будет развиваться только благодаря общению со взрослыми. Здесь важно, чтобы вы проявили максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных для ребенка словах.
2. Выполняйте артикуляционные упражнения, автоматизируйте поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, рассказах, составляйте схемы слов и т.д. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». С ребенком нужно заниматься ежедневно по 5-10 мин. В этом возрасте для детей важно игровое начало. Упражнения можно выполнять вместе с любимыми игрушками, а можно привлечь и других членов семьи, предоставив роль учителя ребенку. Детям очень нравится быть взрослыми. Поощряйте их стремление, только не забывайте, что он должен правильно объяснять и показывать артикуляционные движения. Так, невзначай, из пассивного участника ребенок превращается в «учителя».
3. Чтение художественной литературы всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Не забывайте спокойное, тихое и лёгкое чтение перед сном. Возраст до 7 лет – это период бурного развития детской фантазии, поэтому сказка здесь приобретает особое значение. Сказка на ночь не должна длиться больше 10-15 минут.
4. Общеизвестно, что развитие мелкой моторики тесно связано не только с развитием речи, а также других психических процессов, но и со становлением и формированием личности в целом. Упражнения для развития пальцев рук можно выполнить где угодно: дома, в машине, на природе.
Самыми простыми и доступными из них являются следующие:
© 2017 549