СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу поделиться своим мнением о роли патриотического воспитания в формировании гражданственности и о роли учителя в современной школе. Буду рада вашим отзывам по поводу данной статьи.

О патриотическом воспитании на уроках истории, роли современного учителя. Мысли вслух и на бумаге…

Патриотизм, казалось бы, что может быть естественней для гражданина государства, спроси любого человека, и получишь ответ сразу – это любовь к Отечеству. Так ведь и должно быть, патриотами должны рождаться, это чувство, которое идёт из семьи, воспитывается в школе, культивируется в обществе. Как точно А. С. Пушкин писал именно об этом: «Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Но нет, социум гораздо сложнее, казалось бы к очевидным посылам примешиваются факторы, которые на выходе дают нам патриотов совершенно разного толка. Так как же воспитывать патриота, если при равных условиях, в одной стране, да что там в стране, в одной семье может появиться ярый националист, претендующий на роль истинного защитника своего Отечества, и при этом, своей любовью, разрушающий и проклинающий это своё Отечество, а рядом с ним растёт тот, кто любит свою Родину со всей её историей хорошей и разной, со всеми её дураками и дорогами?

Для этого необходимо разобраться с самим понятием патриотизм, может здесь кроется ответ? Внесем элемент научности. Возьмём такую интерпретацию: патриотизм - это единство духовной гражданственности и социальной активности личности, патриотизм – это и чувство и обязанность.

Да, патриотизм многообразен в своем проявлении и имеет множество разновидностей, понимаю, вот оно обоснование права националистов, расистов, религиозных фундаменталистов тоже называть себя истинными патриотами Отечества. И значит учитель на уроке, в зависимости от своей позиции, может сформировать у своего ученика разную любовь к Родине. Где же та красная черта, за которой патриотизм превращается в нечто, деформирующее личность, формируя из человека, беззаветно любящего свое Отечество, в человека, разрушающего его ненавистью. В того, кто самозабвенно ищет факты неполноценности своих граждан, факты, извращающие собственную историю, но при этом искренне верит, что разрушение фундамента государства, приведёт к расцвету того, что осталось от этого государства.

Обращаясь к мыслям известных граждан разных государств, рассуждающих о патриотизме и патриотах, мы находим интересные взгляды на сей счет, от «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» (С. Джонсон), «Патриотизм – огромный питомник негодяев» (Г. Менкен) до «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (Радищев) или вот мысли Н.Г. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души», а кто не помнит Пушкина: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные мотивы».

Я учитель истории, истории нашего великого государства, роль, которая отведена мне, очевидна – это обучение и воспитание самого дорогого, что есть у нас - детей. И от моей позиции, в том числе, зависит, каким будет будущее нашей страны, а будет оно таким, каким его захотят видеть наши дети. Для себя я нашла баланс, вот он - социальная активность не должна превалировать над духовностью. Ну, а теперь обосную свою учительскую позицию. Сразу оговорюсь, моя позиция – это позиция патриота. Почему – то у части общества, назовём эту часть либеральной, очень модно ненавидеть своё государство, вытирать ноги о свою историю, смеяться с особым сарказмом, над нами как наследниками памяти, с особым мазохизмом величать нас дурацкими прозвищами, типа: «совок», «ватник» и главное, чтобы все они были из мира вещей неодушевлённых. Мы все не так давно прошли через стадию «об себя ноги вытирания», вспомним развал СССР, зачитанные до дыр журналы и газеты времён «перестройки», казалось бы, с новой правдой об истории своей страны. Как мы старались дистанцироваться от всего своего прошлого, подражать всему западному, как полной грудью вдыхали разрекламированный «воздух свободы и демократии». А потом мы отряхнули с себя ненависть и с ещё большим уважением стали относиться к своей истории. Как хорошо, что произошли события, которые разбудили нашу историческую память. Мы по – новому стали уважать себя (я бы сказала с реалистичной долей самокритики) и даже порой восхищаться собой, мы сплотились в общность людей под именем «русский мир». И этим «русским миром» так возмущены те, кто не принадлежит к нему или, живя в нем, сознательно от него дистанцируется, отрицает его. Возможно, в связи с происшедшими изменениями в нашем общественном сознании, таким отвратительным плевком для нас стало выступление детей в Бундестаге, а потом на этих детей обрушились взрослые тёти и дяди, изощряясь в желании наказать их, а по сути, прячась за их спинами. Это ведь мы воспитывали их в семье, учили в школе, показывали фильмы, вот она и взошла эта поросль от нас. «Здравствуй, племя младое, незнакомое». Это мы уложили свою героическую историю в схемы, таблицы, диаграммы. Мы, пытаясь воспитывать критически мыслящую личность, постоянно разделяем свой народ на два непримиримых лагеря, выискиваем противоречия, нам не нужен консенсус, мы никак не хотим примирить красных и белых, мы никак не хотим объединить общество, мы изыскиваем способы разделить его и поставить под сомнение каждый этап своей истории. Урок без дискуссии не урок, так ведь?

А что же сам учитель и ученик, изучающие историю в этом вечном противостоянии? Мы задавили учителя ворохом бумаги в виде бесконечной отчетности. Мы изобретаем совершенно неподъёмные для ученика учебники, убиваем его интерес десятками страниц сухого, как осенний лист, текста и не даем ощутить вкус знания и победы, заставляем почувствовать себя интеллектуальным профаном в попытке ответить на такие вопросы после параграфов, на которые вряд ли ответит любой взрослый.

Есть еще один нюанс, который нужно учитывать современному учителю, преподающему, прежде всего гуманитарные предметы. Подростки с особой гордостью заявляют, к сожалению, в значительной своей массе, что телевизор они не смотрят, про книги тему даже не буду поднимать, увы, современный человек проводит жизнь в соцсетях, где длинных текстов не читают, а живут в мире укороченных фраз и слов. Вот здесь и должна проявляться особая роль учителя. Почему – то сразу вспоминается знаменитая фраза, сказанная О. Бисмарком после победы Пруссии во франко – прусской войне (эту цитату ещё приписывают профессору О. Пешелю) о том, что победой Германия обязана прусскому учителю. В этой цитате заложена роль учителя в формировании нации, её интеллектуального потенциала, её морали. Патриотизм, который был положен в германскую гимназическую систему, предполагал, конечно, в первую очередь, воспитание полного доверия к правительству и принятию его политики.

Какова моя роль, как учителя, в воспитании патриотизма? Я прекрасно понимаю, что в наше время учитель - посредник, тот, чьими глазами ученик смотрит на окружающий его мир, понятно, в зависимости от степени доверия этому посреднику. Я не буду говорить то, о чём знают и что делают большинство учителей на своих уроках, я не останавливаюсь на историко – культурном стандарте. Я сейчас совершенно о другом, о человеческом факторе, о влиянии учителя и о том, каким должно быть изучение истории с моей точки зрения. О том, что экзамен по истории должен быть только устным, а ещё о том, что ученик должен говорить на нём, используя весь арсенал исторической терминологии. И конечно история должна открывать героические страницы нашего Отечества, обобщать исторический опыт, помогать накопить такой объём знаний, чтобы ученик смог вести эту пресловутую дискуссию и она не была самоцелью каждого урока. Урок должен быть интегрирован с литературой, правом, обществознанием, географией, экономикой. При этом учитель должен идти в ногу со временем, но для этого у него должна быть возможность развиваться. Конечно же быть материально независимым, ведь это тоже позволяет видеть, слышать, трогать, вдыхать, осмысливать историю. Творческих учителей нужно выявлять и поощрять, ведь наши учителя могут не только планы – конспекты на 10 листов штамповать, они могут и сценарии и стихи, и рассказы писать и воспитывать истинных патриотов своей Родины. И странно, что нет передач на наших центральных каналах о творческих учениках и творческих учителях, ну не должны же мы быть коллективным «Домом 2», в котором только и делают, что строят любовь или копошатся в чьём – то «грязном белье» (нет, нет, я не против любви, я против любви под телекамерами). Вплоть до того, что не мешало бы, наряду с «Сельским часом», сделать, допустим, «Школьный час», чтобы творческие дети могли поделиться своими знаниями, увлечениями и чтобы «ботаником» стало бы быть престижно.

Или, да ну его, лучше посокрушаться о том, какое оно аполитичное и инфантильное новое поколение и какая она бесхребетная современная школа?

Категория: История
31.03.2018 18:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!