СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Павильон «Эрмитаж» в Петергофе
В западной части Нижнего парка на берегу Финского залива расположен павильон «Эрмитаж». Первоначально павильон назывался «Малый Монплезир», поскольку был построен позже.
Постройка павильона была начата летом 1721 года по распоряжению Петра Первого, который захотел иметь в своей резиденции модный для того времени дом для приёмов гостей, где кухня располагалась бы на втором этаже, а угощение (еда) с помощью подъёмных приспособлений подавалась бы на второй этаж, тем самым создавалось уединение гостей без слуг и официантов. Автором проекта стал архитектор И.-Ф. Браунштейн, уже работавший в Петергофе. Строительство началось весной 1722 года, в декабре начались внутренние отделочные работы. В 1723-24 годах выкопали ров вокруг здания, вода поступала от Марлинского пруда, со стороны парковой аллеи был сделан разводной мост. Летом 1724 года были установлены два дубовых балкона, как на флагмане флота «Ингерманландии», который был построен по чертежам Петра, и кованые железные решётки для окон.
На первом этаже здания был сделан вестибюль, кухня с очагом, средних размеров квадратное помещение с механизмом подъёмного стола и коридор к лестнице (изначально на второй этаж поднимались на подъёмном стуле, но в 1797 году при Павле Первом один из тросов стула оборвался, и его заменили на лестницу). На втором этаже был сделан приёмный зал со столом на 14 человек. Потолок зала был расписан в 1726 году художниками-декораторами С. Бушуевым и М. Негрубовым. Нижняя часть стен зала была покрыта дубовыми панелями, в простенках висели картины в дубовых рамах, отделённые друг от друга золочёными брусками. Общие принципы оформления были заданы Петром. В конце сороковых годов XVIII века по проекту архитектора Б.Растрелли, работавшего в тот момент в Петергофе, стены были полностью закрыты картинами, в 1748 году на первом этаже пол заменили на мраморный, а на втором этаже положили паркет, повторяющий один из рисунков паркета Монплезира.
В настоящее время в павильоне экспонируются 124 картины.
В начале Великой Отечественной войны картины и мебель были эвакуированы. В 1941—1944 году во время оккупации в павильоне была оборудована немецкая огневая точка. Часть северной стены была взорвана, был уничтожен подъёмный стол, дубовые панели вестибюля, панели и переплёты окон с южной стороны. Также исчезли вырезанные из дерева женские фигуры над фронтонами здания. Частичная реставрация здания была закончена к 1952 году, павильон стал первым музеем Петергофа, вновь открывшимся для посетителей. Балконные кронштейны были восстановлены по сохранившимся образцам резчиком Г. С. Симоновым, балконные решётки отреставрировал А. В. Виноградов. К 1985 году был восстановлен паркет, двери «чуланцев», отреставрирован ров и стилобат.
Во время реставрации, проходившей в 2021—2023 годах, зданию был возвращен исторический охристый цвет фасада. Также были отреставрированы балкон и его ажурная решётка, паркет, окна и двери. Кроме того, был вновь заполнен водой ров, который осушили ещё в 1770-е годы, поскольку влага проникала в подвал здания. При реставрации была создана новая гидроизоляция, а стилобат павильона и стены рва укреплены клинкерным кирпичом и доломитом с острова Сааремаа. Вода в ров поступает самотёком из фонтана «Ева».
Вид на павильон «Эрмитаж» с южной перспективы |
Вход в павильон «Эрмитаж»
|
Аллея от павильона «Эрмитаж» к Большому дворцу |
Вид на Финский залив и пристань со стороны павильона «Эрмитаж»
|
© 2025, Мацепура Ольга Роальдовна 90