СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая формула Олега Левакова. Свободный выбор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы продолжаем разговор о бесконфликтной педагогике. Сегодня мы поговорим о принятии решения в группе путем случайного выбора. Третьим способом справедливого принятия решения в коллективе является случайный выбор. К случайному выбору прибегают в том случае, когда коллективу не удалось прийти к консенсусу или не удалость принять решение голосованием. При принятии решения случайным выбором на разрешение выносится, как правило, гомогенная совокупность вариантов (все варианты примерно хороши, или все варианты примерно плохи, или все варианты примерно одинаковы). Наличие гомогенной совокупности при отсутствии консенсуса и при равных итогах голосования – идеальное показание для применения случайного выбора. Гетерогенная совокупность – повод для возвращения к консенсусу или к новому голосованию. Но сама по себе она не является противопоказанием к случайному выбору. Что очень важно, коллектив высокого уровня может без голосования в случае гомогенной совокупности вариантов перейти к случайному выбору для того, чтобы не расколоть коллектив, не оставить оказавшихся в меньшинстве в раздраженном состоянии. Иногда случайный выбор применяется сразу, без попыток достичь консенсуса или голосования. Это жребий или жеребьевка в спортивных и творческих состязаниях. Случайный выбор имеет свои разновидности: жребий (одноактное действие) и жеребьевка, как многоактный процесс. Жребий применяется для принятия решения из двух возможных вариантов. Жеребьевка используется при необходимости выбора из многовариантной совокупности. Решение, принятое путем свободного выбора, лишь тогда будет справедливым, когда будут соблюдены три существенных условия. Это: - равная вероятность выбора каждого варианта; - транспарентность (прозрачность) процедуры; - заведомое согласие участников признать результаты случайного выбора. К равной вероятности приводит очевидная для всех невозможность заранее или в ходе процедуры подтасовки результатов в пользу одного или нескольких участников. До начала процедуры следует продемонстрировать всем участникам, что у монеты, которую будут подбрасывать, стороны существенно отличаются друг от друга; палочки, которые будут тянуть участники, действительно имеют разную длину; количество носителей информации, помещенных в лототрон, математически совпадает с количеством участников или количеством вариантов решения. Равная вероятность подчеркивается привлечением к процедуре лица, очевидно не заинтересованного в том или ином результате (постороннего учителя, ученика младшего класса, первого встречного и т.п.) Транспарентность обеспечивается возможностью для всех участников наблюдать и контролировать процедуру свободного выбора, а также возможностью оценить и зафиксировать результат (демонстрация всем застывшей в одном положении монеты, демонстрация всех вытянутых палочек, демонстрация пустого лототрона при извлечении из него всех носителей информации и пр.) Третье условие достигается открытым и однозначным заявлением каждого участника о готовности подчиниться результатам свободного выбора. В некоторых случаях участникам до начала процедуры свободного выбора следует принести присягу. Церемония присяги может быть обставлена торжественно и пафосно, что и добавит детям интереса к происходящему и позволит им достойно подчиниться принятому решению, даже если оно их не устраивает. Свободный выбор применяется при начале соревнования, при разрешении скоротечно возникшего конфликта, при определении нового хозяина ставшей ничейной неделимой вещи, при определении очередности пользования неделимым благом и в ряде других случаев. Следует понимать, что правильно и вовремя проведенная процедура свободного выбора часто снижает количество конфликтов в детском коллективе. В качестве инструмента жеребьевки, как правило, используются палочки разной длинны, шапка с помещенными в нее бумажками, шестигранные кубики, монеты. Интересно, что жребий, «который всегда с собой» - это незамысловатая процедура «камень, ножницы, бумага», при которой равную вероятность и транспарентность результата достигается спонтанным или намеренным изменением конфигурации ладони. Напоследок стоит добавить, что на всех современных гаджетах легко и бесплатно устанавливаются программы для проведения любого вида равновероятностных и транспарентных процедур свободного выбора. В следующий раз мы продолжим разговор о бесконфликтной педагогике. Это была «Педагогическая формула» Олега Левакова.

18.07.2019 17:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП