СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая концепция «Я в образовании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долго думал, чем же начать написание концепции? Что это вообще такое? Пообщавшись с более опытными коллегами, я выяснил, что концепция - это система взглядов на явления, происходящие в мире и затрагивающие жизнь каждого человека. Таким образом, педагогическая концепция – это определенное направление в педагогике, своеобразная программа обучения и воспитания, основанная на личных воззрениях, опыте, профессиональных качествах учителя.

Я в образовании совсем недавно – 3 года. За такой срок, конечно, не приобретешь богатый опыт, только начинаешь понимать, какие проблемы ждут тебя на уроке. Тем не менее, попытаюсь сформулировать эти проблемы и соответственно мои методы их решения.

Одной из самых главных и по-своему «обидных» проблем для учителя является низкая мотивация учащихся. Вроде стараешься, готовишься к уроку, пытаешься сделать его интересным, увлекательным, вызываешь детей на диалог, а обратная реакция, к сожалению, видна не всегда. Проблема актуальна и, наверное, была актуальна всегда, так или иначе, все мы пытаемся бороться с ней разными методами. Попробую привести свои методы.

Приёмы создания мотивации:

  • Четкая постановка цели деятельности и принятие ее учащимися;
  • Создание представления об объеме, способе и времени выполнения того или иного задания;
  • Создание ситуации успеха;
  • Повышение статуса учащегося в коллективе сверстников;
  • Положительные эмоции в общении;
  • Сочетание самооценки и оценки своей деятельности.

Условия формирования интереса:

  • Вовлечение учащихся в процесс «открытия» новых знаний.
  • Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразие быстро вызывает скуку.
  • Для проявления интереса необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным.
  • Чем чаще оценивается труд учащегося, тем интереснее ему работать.
  • Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

При подготовке к уроку, работая над планом, я постоянно спрашиваю себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как наилучшим способом спланировать виды деятельности на уроке? Я постоянно стремлюсь создать ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого подбираю уровень сложности заданий, использую все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создаю проблемные ситуации, активизирую самостоятельное мышление, организую сотрудничество учеников на уроке, выстраиваю позитивные отношения с классом, проявляю заинтересованность в успехах ребят.

Решение проблемы я вижу в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника – познавательных, социальных (самоуважение, признание товарищей).

- спрашиваю у него: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки иногда говорю ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»;

- провожу индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, интересуюсь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности;

- ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, даю такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

По возможности ставлю учеников в ситуацию выбора цели:

- в начале изучения темы информирую класс о том, чему дети должны научиться, какие формы работы и проверки знаний будут использованы;

- иногда предлагаю ученикам самим выбрать уровень сложности заданий.

Помогаю ученикам увидеть связь между их усилиями и результатом труда:

- после выполнения задания прошу учеников рассказать, что было особенно трудным и как они с этим справились;

- обсуждаем причины успехов и неудач.

Делаю ситуацию успеха достижимой:

- выбираю и такие задания, при выполнении которых ученики чаще достигают успеха, чем терпят неудачу;

- если у ребят возникают трудности при изучении темы, разбиваю ее на более мелкие позиции;

- выбираю адекватную методику преподавания предмета, опирающуюся на врожденные способности детей, стараюсь держать в центре внимания ребенка.

В своей работе часто обращаюсь к проблемному обучению. Это мощный способ повысить интерес к предмету. Вместо объяснения этот метод побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять правильность выполнения заданий. Для живого диалога задаю наводящие вопросы, поощряю догадки ребят, помогаю подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов.

Стараюсь связывать учебную информацию с жизненным опытом школьников:

- начиная новую тему, спрашиваю учеников: что они знают об этой проблеме, что слышали или читали, какие идеи и ассоциации у них возникают;

- стараюсь представить информацию в форме проблемы или проблемного вопроса, для этого представляю различные точки зрения.

На активацию деятельности сильно влияет наше отношение к окружающим, вовлеченным вместе с нами в достижение определенных задач. Предлагаю ученикам разные способы организации деятельности: коллективная и индивидуальная работа, работа в малых группах.

Совместная работа. Здесь важно убедить ребят, что цель достижима только тогда, когда другие ученики тоже достигнут результата. Дети при этом учатся чувствовать «плечо» соседа. Совместная работа наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней дети учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.

Этапы групповой работы:

- Класс разбивается на несколько групп.

- Каждая группа получает своё задание.

- Внутри каждой группы между её участниками распределяются роли.

- Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями.

- Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Индивидуальная работа. Ученики действуют самостоятельно, понимают, что их результат не имеет никакого отношения к результатам других детей.

При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется – перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией. Определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. У учеников появляются дополнительные источники информации: книги, словари, поисковые компьютерные программы. Они обращаются к социальному опыту собственному и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы. Для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимосвязь, а результаты их работы дополняли друг друга.

Выбор методов обучения и воспитания является ответственным делом, от которого иногда зависит успех или неудача занятия. К таким условиям и факторам выбора методов преподавания могут быть отнесены следующие:

- уровень теоретической подготовки учащихся;

- наличие или отсутствие умений строить эффективную коммуникацию;

- наличие социального опыта по теме;

- степень мотивации учеников к учению;

- количество дополнительных источников информации и навыки работы с ними.

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому мы, учителя, и внедряем в учебный процесс инновационные методики и новые педагогические технологии. Все это обеспечивает индивидуализацию обучения и воспитания, развивает самостоятельность учеников, содействует сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы отвечают этим требованиям.

Именно интерактивные методы позволяют ученикам поверить в свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Также меня заинтересовала стратегия обучения на основе деятельностного подхода. Если главной целью обучения должно стать развитие мышления, то возникает острая проблема – как учить мыслить. Мы должны подготовить таких учеников, которые умели бы сотрудничать, работать на равных, уважать людей самого разного происхождения, проявлять личную инициативу; проводить в жизнь свои принципы и, в то же время, умело увязывать основополагающие, вечные ценности с быстро меняющимися ситуациями. Для этого учение должно быть активным. Активным оно должно становиться тогда, когда ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл.

Методы обучения на основе деятельности опираются на:

- веру в то, что ученики от природы любознательны и хотят познать мир, что они способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигают оригинальные идеи;

- необходимость ввести деятельностный подход в познавательные процессы.

Под деятельностным подходом подразумевается следующее: использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Деятельностеый подход опирается на критическое мышление или на мышление ассоциативное.

Как построить урок, чтобы его основой было ассоциативное мышление? Урок лучше всего начать с вызова интереса. Интереса к слову. Ощутить силу, спрятанную в слове, дано не каждому, но этому надо учить ребят.

На каждом своем уроке я стараюсь привить своим ученикам уважение, любовь к предмету, желание знать его, постигать его глубину. Стремлюсь к тому, чтобы ребята получили радость от открытий в области физики на уроках.

А еще хочется, чтобы ОБЖ и физику мои ученики изучали осознанно, воспринимая это как жизненную необходимость, тем более что науки эти, пожалуй, одни из самых важных и фундаментальных.

Ну вот, приблизительно такая у меня получилась концепция. Все ли правильно я описал? Учел ли опыт других педагогов и последние новаторские методы педагогической деятельности? На эти вопросы ответит время и приобретенный опыт. Думаю, через несколько лет стоит попробовать написать все заново и сравнить с тем, что было. На самом деле, мы - учителя, тоже учимся вместе с детьми, и каждый новый день приносит нам новый урок. Главное, правильно усвоить эти уроки и внести коррективы в свою педагогическую деятельность. Хочется закончить цитатой выдающегося чешского педагога Яна Коменского:

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле».

Источники информации

    1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. С. 158.
    2. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.
    3. Изучение мотивации поведения детей и подростков (сборник статей). Под ред. Л.И. Божович. М.: Педагогика. 1972.с. 67.
    4. Калуненко А.М. О преимуществах системно-деятельностного подхода к педагогическому дискурсу. - Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Иркутск: Сер.: Филология.-Б.м.: Б.и., №4, 2012.
    5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
    6. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.
    7. Петрова М.А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании. – Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической Интернет-конференции (2-8 мая 2012 г., г. Иркутск) / под ред. Л.А. Выговского, Т.В. Живокоренцевой, Т.А. Жданко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. – С. 6-12

07.10.2018 19:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!