СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические/образовательные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач образования на сегодняшний день является применение информационных и коммуникационных технологий. Как необходимый инструмент обеспечения доступности образования, они обуславливают эффективность многих процессов школьной жизни от обучения до воспитания.

В своей методической системе гармонично сочетаю разные инновационные технологии, но доминирующей считаю технологию деятельностного обучения, согласно которой преподавание русского языка и литературы строится как система целенаправленной, организованной учебной деятельности. Учащиеся осваивают универсальные способы действия, понятия и теории. Основополагающим в данной технологии является направление на развитие каждого ребёнка к самосовершенствованию, формирование его индивидуальных способностей, умение учиться, что принципиально важно в деятельности учащихся, суть которой заключается в получении знания не в готовом виде, а в их поиске, осознании и применении.

Применяя технологию деятельностного обучения, учитываю и использую закономерности развития ребёнка, осуществляю индивидуальный и личностно-ориентированный подход. Конечной целью любой образовательной системы является развитие личности учащихся. Для достижения этой цели создаю необходимые условия, характерные потребностям учащихся, использую весь имеющийся потенциал во всех видах деятельности, прежде всего учебной. В свою деятельность включаю разные типы уроков: урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок моделирования и преобразования модели, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки.

Выстраивая структуру урока, большое внимание уделяю систематическому обучению детей осуществлять рефлексивные действия, то есть оценивать свою готовность обнаруживать незнание, находить причины затруднений. Использую разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности детей в учебном процессе. При построении уроков разных типов сохраняю деятельностный метод обучения и обеспечиваю соответствующую систему дидактических принципов. Деятельностный подход является основой любого развивающего образования. Начальное звено нашей школы с 2002 года работает по технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, которая продолжается в среднем звене, поэтому я реализую принцип непрерывности в организации обучения.

Диалог в технологии деятельностного обучения играет важную роль. Постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют дети в ходе специально выстроенного учителем диалога. Для того чтобы на уроке возникла диалоговая форма общения, реализую принцип психологической комфортности: создаю атмосферу доброжелательности, взаимоуважения. Разработала серию уроков – диалогов по творчеству А.П.Чехова в 6-7 классах, в 10 классе по творчеству Н.В.Гоголя. В канву урока – диалога «Антитеза как основной приём раскрытия идеи повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» ввела разные виды диалога: учебный диалог на этапе создания учебной ситуации, проблемный диалог на этапе образовательной ситуации разрыва. В результате диалогового общения учащиеся сформулировали учебную задачу урока. Собственная учебная деятельность, важная составляющая ТДО, реализуется как личностно – деятельностный подход в обучении. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования творческих способностей и личностных качеств.

Одно их требований Федерального государственного стандарта – воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Воспитание патриотизма и гражданственности осуществляю через содержание изучаемого материала на уроках русского языка и литературы, применяя различные методы, приёмы и средства. Нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру. Язык и литература народа несут богатую духовную, культурную традицию, посредством которого можно реализовывать ключевые компетенции. Важнейшим средством воспитания гражданственности, на мой взгляд, является применение технологии культур, в которой сам диалог предстаёт не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и её цель, и содержание.

Данная технология способствует:

  • формированию у учащихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира;
  • воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою культуру, страну;
  • воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи;

Межкультурную коммуникацию реализую на наследии своего народа, родного края. Включая в учебный процесс материалы национально-регионального компонента, развиваю у детей умение видеть не только большую, но и малую Родину в условиях межкультурного общения. В качестве национально-регионального компонента на уроках обращаюсь к языковым, литературным регионализмам.

Целью работы в этом направлении является воспитание патриотизма, нравственных ценностей, сохранение культурных традиций через изучение региональных особенностей языка и использование литературно-краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности.

Для реализации цели решаю следующие задачи:

  • изучить региональный лингвистический и литературно – краеведческий материал;
  • использовать коммуникативно-эстетические возможности языка региона;
  • применять литературно-краеведческое наследие в учебной деятельности, в повседневной жизни и в речевом самосовершенствовании;
  • внедрять инновационные методы и приёмы на уроках русского языка и литературы для эффективного использования национально – регионального компонента.

Без знания своего собственного региона невозможны выбор и осуществление человеком культуры. Наша малая родина является тем историческим местом, где пересеклись нити судеб великих людей, которые оставили свой след в русской литературе, в духовной культуре нашего народа. Селенгинский район отличается не только своим историко-культурным прошлым, но и особенным природным, литературным миром. Региональный языковый материал последовательно и систематически включаю как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку.

Для формирования лингвистической компетенции учащихся применяю, в частности, рефлексивный вопрос, познавательную лингвистическую задачу, исследовательский проект. Использование проектно-исследовательской технологии сделало возможным применение компетентностного подхода не только в рамках предмета, но и в совокупности с другой предметной областью, на примере жизненных ситуаций или ситуаций, в которых необходимы те или иные знания, применяются различные сформированные компетенции. Тем более, что и одним из направлений ФГОС по освоению образовательной программы является метапредметный результат. Вариативные образовательные технологии, которые уже несколько лет реализуются, позволяют повысить эффективность образовательного процесса, формировать исследовательские навыки учащихся, содействует развитию творческих возможностей детей, повышают интеллектуальный уровень. Тематика работ разнопланова и прежде всего отражает познавательные интересы учащихся. Первый опыт выступления дети приобретают на школьной конференции «Шаг в будущее». Большой интерес учащихся вызывает исследование топонимов, которое, являясь практико–ориентированной коллективной деятельностью, даёт возможность создавать исследовательские проекты. Так, например, образовательными продуктами являются следующие проекты: «Названия женской одежды в памятниках Забайкальской деловой письменности 18 века» 2015г, «Термины родства в Словаре XVIII века: Восточная Сибирь. Забайкалье» 2016г, «Лексика питания (по текстам памятников Забайкальской деловой письменности XVIII века)» 2017г, «Некоторые особенности эмоционально-экспрессивных диалектизмов» 2018г. Эти проекты были удостоены дипломами муниципальной, затем и региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее», конкурса Юношеских чтений имени В.И.Вернадского. Для ономастических исследований в условиях городской школы привлекаю публикации архивных материалов (лингвистические публикации «Памятников Забайкальской деловой письменности XVIII века» под редакцией А.П.Майорова, С.В.Русановой). По результатам исследования за последние пять лет созданы ряд проектов, которые оценены на региональной конференции В.И.Вернадского дипломами II, III степени.

Словари М. Фасмера, В. И. Даля, А.П. Майорова «Словарь русского языка XVIII века: Восточная Сибирь. Забайкалье», Т.Б. Юмсуновой и А.П. Майорова справочное пособие «Русские народные говоры Забайкалья» - основные средства изучения региональной лексики. Городские экскурсии, экспедиции за пределы города, посещение музеев (музей шахтёрской славы, музей декабристов в с.Новоселенгинск, Республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова и др.) и библиотек, литературно-музыкальные салоны – формы, которые всегда вызывают интерес учащихся, расширяют познания в краеведении, добавляют знания лингвистического характера. Таким образом, в условиях общего дефицита культуры в современном мире лингвокраеведческий материал приобретает особую актуальность, расширяет воспитательные возможности русского языка, воспитывает потребность самостоятельно добывать знания и творчески обрабатывать их.

Использование в педагогической практике технологий деятельностного обучения и диалога культур позволило заинтересовать детей, значительно расширить их личное образовательное пространство, обогатить творческий потенциал. Таким образом, только систематическая, содержательная и разнообразная учебная деятельность учащихся и учителя позволяют добиться эффективных результатов.

Категория: Русский язык
30.11.2019 18:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!