СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические ситуации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ситуация №1. Поздравление учителя. Учащиеся поздравляют своего педагога (мастера производственного обучения) и одновременно классную руководительницу (куратора) с Днём учителя, дарят ей цветы и подарок, заранее подготовленный. На такое поздравление педагог отвечает сухим «спасибо» и уходит. Учащиеся не поняли такой реакции и решили выяснить, что произошло. Оказалось, что педагог ожидала совсем другого поздравления -она хотела, чтобы каждый её учащийся подошёл к ней, подарил какую-нибудь мелочь и поздравил её. Она обвинила их в невнимании и нелюбви и решила отказаться от классного руководства (кураторства) и преподавания в этом классе (группе). Через какое-то время учащиеся решили перед ней извиниться. Она приняла их извинения, но на нормализацию ситуации было затрачено много учебных часов. Соответственно, учащиеся не получили нужных им знаний по некоторым темам

Оценка: Учащиеся проявили должное внимание по отношению к своей учительнице. Они поздравили её, хотя и не обязаны были это делать. Педагог смешала свои личные отношения с профессиональной деятельностью.

Прогнозирование: Учащиеся потеряют уважение к своему педагогу.

В дальнейшем они останутся без надлежащей поддержки классного руководителя (мастера). Понизится их успеваемость по преподаваемому педагогом предмету

Решение: Педагогу не следует так ярко проявлять свои эмоции. Не нужно смешивать профессиональную деятельность и собственные чувства. Ей нужно больше внимания уделить обучению учащихся по своей дисциплине, а выяснение отношений оставить на внеклассное время.

Ситуация №2. Урок информатики. Очередное задание на уроке информатики – набрать текст в соответствии с требованиями педагога. Через какое-то время педагог спрашивает самого шумного учащегося, готов ли он к представить выполненное им задание. Тот отвечает, что может представить только набор текст без форматирования.

Педагог: «Значит, я ставлю тебе два».

Учащийся: “Нет, в таком случае я покажу вам задание. Через какое-то время.

Педагог: «Поздно. Раньше надо было думать»

Учащийся: «Ладно, сейчас покажу. У меня все готово».

Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате педагог ставит двойку, а учащийся, обругав ее матом, хлопает дверью.

Педагог, ничего не сказав, продолжает урок.

Оценка: Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между педагогам и учащимся давно запушены. Но если говорить о последней, то педагог откровенно сорвал на учащемся свое плохое настроение. Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два» за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), педагог предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав учащемуся возможности даже ответить. Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Педагог дала понять учащемуся, да и группе в целом, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением. Учащийся ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя педагога. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.

Прогнозирование: Обоюдная ненависть педагога и конкретного учащегося усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к педагогу не будет ни у этого учащегося, ни у всей группы.

Решение: Педагог должен был потребовать представить подготовленный, в соответствии с заданием, текст, если уж учащийся решил продемонстрировать выполненное задание. Успокоить же сильно мешающего уроку учащегося можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он и получит ту оценку, которую заслуживает.

Ситуация №3. О самоконтроле. Учащийся грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации (администрации колледжа) уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Оценка: Имеет место непонимание педагогом причины нарушения дисциплины.

Прогнозирование: так будет продолжаться и дальше без усилий со стороны педагога и совместной работы с психологом.

Решение: Пример решения педагогической ситуации представим поэтапно:

На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля учащегося.

Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).

На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.

4 этап предполагает коррекцию

характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.

Ситуация 4: «Суфлер». Учащийся имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.

Оценка: Гиперактивный ученик и не соответствующий его темпераменту педагог.

Прогнозирование: без «настройки» педагога на волну ученика проблема будет только обостряться.

Решение: эта педагогическая ситуация может быть решена следующим образом: учащемуся предлагается роль суфлера так сказать «официально». Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные учащиеся не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой. Можно провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист». Есть возможность заинтересовать учащегося чем-то другим (кружковая работа). Целесообразно провести работу с родителями. Узнать, каково их отношение к такому поведению их ребенка. В том случае если родители согласны с тем, что проблема существует, можно предложить им посетить вместе с ребенком занятия психолога по формированию волевой сферы личности. Предложить заняться вместе шахматами, шашками и др. Если же родители не видят в этом проблемы, то необходимо отыскать точки соприкосновения, касающиеся вопросов формирования адекватной самооценки.

Ситуация 5: «Испытание». В одном из 8 классов школы был учащийся, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной молодому педагогу. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Педагог сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван.

Оценка: имеет место быть неизрасходованный заряд молодой здоровой злости: на себя, на молодость педагога.

Прогнозирование: Если молодой педагог будет постоянно срываться с плана урока на замечания этому учащемуся, то это будет подпиткой его вредности, и, в то же время, будет расти неуверенность молодого педагога в своей профессиональной компетентности.

Решение: педагог взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные учащиеся сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции педагога, учащийся перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.

22.05.2024 14:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!