СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет «Развитие речи дошкольника: проблемы, пути решения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель педсовета: совершенствование работы по речевому развитию в ДОУ.

Задачи: Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство педагогов в осуществлении задач речевого развития дошкольников; активизировать мыслительную деятельность педагогов, в игровой форме систематизировать знания педагогов по проблемам формирования развития речи воспитанников; создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми; развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы в деловой игре, игровые задания задания; контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения.

Педсовет хотелось бы начать со слов выдающегося деятеля в области воспитания детей Льва Семеновича Выготского: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучение в школе. Проблема развития речи детей дошкольного возраста была и остаётся одной из актуальных. В чем причины? Что негативно влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или просто педагогическая запущенность? А может быть и первое, и второе, и третье.

Типичными проблемами развития речи дошкольника являются:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь);

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- недостаточный словарный запас ребенка;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- скудная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ при необходимости;

- неспособность ребенком построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, составить рассказ по серии картин, сюжетной картине, творческий рассказ, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- недостаточно развитое фонематическое восприятие и неумение проводить звуковой анализ слов;

- нарушение звукопроизношения и дикции.

Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Условиями успешного речевого развития в детском саду являются:

- создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей развитию речи каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

- создание условий для развития общения и речи детей, когда педагоги побуждают воспитанников обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, побуждают к речевому общению между собой.

Педагоги должны задавать детям образец правильной литературной речи: при этом сама речь педагогов четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, в речь педагога включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Педагоги должны обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей в речевом развитии посредством организации звукоподражательных игр, проведения занятий по звуковому анализу слова, использования чистоговорок, скороговорок, загадок, стихотворений; также педагоги должны наблюдать за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправлять их.

Педагоги должны обеспечивать детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей: создавать условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность, помогать ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; обеспечивать развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Педагоги должны создавать условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

Педагоги должны развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; организовывать диалоги между детьми и со взрослыми.

Педагоги должны уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя их в выполнении словесной инструкции.

Педагоги должны создавать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: упражнять в умении планировать свою деятельность.

Педагоги должны приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

Педагоги должны поощрять детское словотворчество.

Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Непременным условием для успешного речевого развития ребенка в семье является его общение со взрослыми: эмоциональное общение взрослых с ребенком с момента рождения; создание родителями условий для общения ребенка с другими детьми; совместные игры взрослого и ребенка.

Ребенок подражает действиям взрослого. Именно это подражание является одним из важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.

Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за произношением собственной речи.

На любом этапе дошкольного возраста большое внимание необходимо уделать развитию мелкой моторики рук: застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами; резать ножницами; раскрашивать; рисовать различными материалами, традиционными и нетрадиционными.

Немалое значение в речевом развитии ребенка играет и удовлетворение его любознательности: не оставляйте без ответа вопросы ребёнка, дайте ему возможность приобретать познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой.

Помните, что чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка:

- при заучивании стихотворений с детьми решаются сразу несколько задач: обучение выразительному чтению ребенком перед слушателями и воспитание любви к поэзии.

- при рассказывании стихов руками совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.

Полноценному речевому развитию ребенка способствуют и совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Необходимо также помнить, что своевременное устранение недостатков речи ребёнка играет немаловажную роль в формировании правильной речевой активности ребенка.

Игры, упражнения, речевой материал нужно подбирать в соответствии с возрастной категорией ребёнка.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться положительных результатов в полноценном развитии речи детей дошкольного возраста.

А мы с вами переходим к деловой игре «Речевое развитие дошкольника».

Распределение по командам. Выбор капитанов.

1 задание: за 1 минуту придумать название команды и девиз.

2 задание: На дереве знаний висят воздушные шары с вопросами. Участники команд поочередно подходят к дереву, берут шары с вопросами и отвечают на них.

Вопросы:

  1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
  • развитие словаря
  • формирование грамматического строя речи
  • воспитание звуковой культуры речи
  • развитие связной речи
  • подготовка детей к обучению грамоте
  • развитие речевого дыхания, выразительности
  1. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника? Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.
  2. Что такое диалог? Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.
  3. Что такое монолог? Монолог — (от греч. monos — один и logos — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
  4. Как называется образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка).
  5. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня).
  6. Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка).
  7. Как называется устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

Каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения,

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл.

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь.

3 задание Игра – тренинг «Ударение». Командам раздаются бланки со словами, в которых нужно правильно расставить ударение. После того, как задание будет выполнено, капитаны команд зачитывает вслух слова. (Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, квартал, начать, процент, танцовщица, ремень, избаловать).

4 задание: Игра – конкурс «Исправь ошибки». Нужно внимательно прочитать предложения, предложенные командам, и исправить неверно написанные слова. («Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня»).

4 задание: Блиц – викторина «Почувствуй разницу». Перед вами на мольберте два слова: НАДЕВАТЬ и ОДЕВАТЬ. Командам нужно послушать текст, который я буду зачитывать, выбрать из двух предложенных слов одно подходящее и хором произнести его. «Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала ….шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Назовите одним словом, что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата). Надевать что-то, одевать –кого-то. Фраза-подсказка: «Надеть одежду, одеть Надежду».

Поговорим об интонационной выразительности. Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

5 задание: Игра «Угадай, кто позвал». Приглашаю всех участников встать в круг. С помощью считалки выбираем ведущего, ведущий встает в центр круга, ему завязывают глаза. По желанию участники называют ведущего по имени, а ведущий должен угадать, кто его назвал.

6 задание «Черный ящик». Велика роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность. Так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании, повествовании, рассуждении. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей содержание картины является необходимым качеством речи педагога. В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составляется описательный рассказ. Командам нужно отгадать название картины и ее автора. После того, как названия всех картин и фамилии их авторов будут отгаданы, каждая команда выбирает одну из понравившихся картин и составляет по ней описательный рассказ.

7 задание «Инсценировка». Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Командам предстоит выполнить непростое задание: одной команде нужно показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (языка тела: передача образов через жесты, пантомимику, мимику); другой команде надо отгадать название представленной сказки. После этого команды меняются местами.

Нужно помнить, что подобные задания развивают у детей творчество, воображение, раскрепощают дошкольников.

8 задание «Разгадывание речевых кроссвордов».

Кроссворд № 1.

По вертикали: 1.Речь, рассказ одного человека (Монолог); 2.Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление (Существительное); 3.Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему (Описание); 4.Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история (Рассказ).

По горизонтали: 2.Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса (Словообразование); 5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя (Словесный); 6.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению (Синонимы).

Кроссворд № 2.

По горизонтали: 1.Слова, противоположные по смыслу (Антонимы); 4.Часть речи, которая обозначает действие предмета (Глагол); 6.Разговор между двумя людьми (Диалог).

По вертикали: 2.Вид рассказа, в котором дети должны развить сюжет, развертывающийся во времени и логической последовательности (Повествование); 3.Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения (Автор); 5.Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и другие (Наглядный); 7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения (Загадка).

9 задание «Игра капитанов»

Капитанам команд предлагается провести со всеми участниками встречи пальчиковую гимнастику.

10 задание «Работа с пословицами и поговорками»

В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

Капитанам команд раздаются карточки с заданиями. Нужно внимательно прочитать задания и выполнить их.

Карточка № 1.

1. Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу и подпиши ее название:

  • Не в золоте счастье - «Курочка Ряба»,
  • Чьи хоромы, того и хлеб - «Три медведя»,
  • Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком - «Колобок».

2. «Переведите» пословицы на русский язык:

  • Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает,
  • Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь,
  • Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся.

Карточка № 2.

1. Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу и подпиши ее название:

  • Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья - «Репка»,
  • В тесноте, да не в обиде - «Рукавичка,
  • Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло - «Волк и семеро козлят».

2. «Переведите» пословицы на русский язык:

  • Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото,
  • Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет,
  • Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду.

11 задание «Банк идей». Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение).

12. Подведение итогов деловой игры. Итак, из всего сказанного можно сделать для себя следующие выводы: педагогу необходимо постоянно совершенствовать культуру собственной речи, развивать навыки выразительности устной речи, критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм.

21.09.2021 21:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!