СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое заставляет изменить подходы в образовании и акцентирует внимание на раскрытие интеллектуального и личностного потенциала воспитанников, учет их индивидуальных особенностей, в том числе детей с ОВЗ.
Известно, что роль коммуникативной функции речи в общем развитии ребенка связана с ее направленностью на формирование системы значений и смыслов путем присвоения социального опыта в общении, а так же обеспечивает саморегуляцию личности в различных видав детской деятельности.
Как считают психологи, новое содержание потребности, мотивов, задач общения стимулирует ее дальнейшее развитие, а изменение содержания потребности в общении или в его мотивах сопровождается возникновением новых коммуникативных задач.
Многие исследователи считают, недоразвитие речевых средств у детей с ОВЗ, способствует возникновению таких психологических особенностей как, замкнутость, робость, нерешительность, стеснительность, что в свою очередь приводит к снижению коммуникативной активности. Существует и обратная связь: при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется.
Основная задача по формированию навыков общения и эмоциональной коррекции осуществляется педагогом – психологом и учителем - логопедом.
Психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как система коррекционно-развивающей деятельности педагогов в комплексе, которое открывает возможности для позитивной социализации, личностного развития и развитие инициативы воспитанников.
Основные принципы сопровождения ребенка в становлении коммуникативной компетенции:
- приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»):
- рекомендательный характер советов;
- непрерывность сопровождения: специалисты службы сопровождения прекращают поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или подход к решению очевиден.
- мультидисциплинарность сопровождения (взаимодействие специалистов разного профиля.
На всех этапах становления психики ребенка дошкольного возраста коммуникативные компетенции формируются в тесной взаимосвязи с речевым развитием. В свою очередь, дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в общении вследствие явного дефицита языковых средств (лексических, грамматических, фонетических, просодитических), низкой мотивации к речевому общению, трудностей смыслового восприятия речевого высказывания.
В то же время мы отмечаем у воспитанников с ОВЗ недостаточную сформированность:
- перцептивного компонента (способность воспринимать и понимать партнера по коммуникации),
недостаточную сформированность
- интерактивного компонента (способность выстраивать взаимодействия с партнером в ходе решения общих задач), которые имеют большое значение для речевого развития ребёнка
Систематизируя и конкретизируя содержание психолого – педагогического сопровождения детей по формированию и коррекции коммуникативных компетенций дошкольников, мы выделили основные задачи работы:
Нельзя не учесть тот факт, что наиболее успешно коррекция коммуникативной функции речи происходит в игровой деятельности. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих достаточный уровень социализации.
Нами разработана программа поэтапной игровой коррекции коммуникативной функции речи для детей с ОВЗ, ее целью является формирование всех необходимых компонентов эффективного общения (невербальных средств, и речевых компетенций). В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и коррекционным задачам с применением методик интерактивного взаимодействия (РТВ, ТРИЗ, метод Эйдетики основанный на фантазиях, образных ассоциациях, Метод Джани Родарри «Грамматика фантазии» направленный на развития воображения, «бином фантазии», метод эмпатии: игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры; упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); этюды, чтение художественных произведений; рассказы педагога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; арт-терапия). Программа включает различные социально – ориентированные, коммуникативные игры, упражнения, проблемные ситуации, учебные задания, в которых предусматривается постепенное усложнение коммуникативных возможностей детей с ОВЗ.
В процессе реализации коррекционно‑развивающей программы используется диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога.
На основе полученных данных составляются индивидуальные маршруты развития каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности, которые позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию образовательного процесса детей с ОВЗ.
Мы выбрали свой способ составления и реализации маршрута. Способ его построения характеризует особенности воспитания ребенка-дошкольника на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер, и включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательной программы ДОУ);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
При построении индивидуального образовательного маршрута учитываются следующие факторы: - индивидуальные особенности ребенка (специфика развития ребенка, сильные и слабые стороны развития, уровень развития навыков коммуникации, поведения и социальных навыков);
- возраст ребенка (соотнесение уровня развития ребенка с возрастными нормами развития);
- наиболее развитые функции, сформированные навыки, возможности социальной адаптации;
- социальная ситуация развития, семейная микросреда (позиция семьи по отношению к воспитаннику; характер взаимоотношений родителя и специалистов, характер социального поведения ребенка);
- организационные возможности образовательного учреждения (объем коррекционного воздействия, возможность проведения коррекционной работы совместной с семьей ребенка, взаимодействие специалистов).
Реализация выделенных в Индивидуальном маршруте направлений осуществляется с использованием образовательной программы ДОУ, утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий.
Программа сопровождения воспитанников дошкольного возраста с ОВЗ в становлении коммуникативной компетенции представляет собой организованный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей на содержательной основе.
© 2020, Донская Марина Викторовна 248