СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое общение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Начальное образование - это первый образовательный уровень, где закладывается фундамент общеобразовательной подготовки школьников. Поэтому приоритетная задача обучения в начальной школе заключается не только в формировании в учащихся определенных знаний, общеучебных умений и навыков, но и в обеспечении дальнейшего становления личности ребенка, развития его умственных способностей, и в первую очередь обучении детей творчески и самостоятельно мыслить. Мышления и умственное развитие учащихся осуществляется в органическом единстве с формированием у них действующих знаний, так как знание это основа мышления, а в процессе формирования действующих знаний формируется мышление школьников.

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

"Учителю, - подчёркивал Я.А. Коменский, - вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем". Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей.

К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории.

"Если учитель - полагал Л.Н. Толстой, - имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель".

Опыт педагогической деятельности показывает, что для педагога в педагогической деятельности недостаточно знание основ наук, методик обучения и воспитания, эти знания должны быть подкреплены умением педагога организовывать педагогическое общение, следовательно, педагогическое общение должно рассматриваться как профессиональная категория.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Учитывая, что педагогическое общение – это основа педагогической деятельности, необходимо выделить особенности профессионального педагогического общения:

  1. педагогическое общение всегда ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений;
  2. педагогическое общение регулирует совместную деятельность не только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также совместную деятельность педагогов;
  3. педагогическое общение всегда обучающее, развивающее, воспитывающее;
  4. в процессе педагогического общения происходит процесс взаимного познания педагога и учащихся;
  5. педагогическое общение – это важное средство решения учебно-воспитательных;
  6. педагогическое общение – это динамичный процесс, так как, учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и детей в общении, но и методы и средства общения; задач;
  7. педагогическое общение всегда ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений.

А. А. Леонтьев обосновал понятие «оптимальное педагогическое общение» как общение педагога со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для формирования мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного развития личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в учебном коллективе и позволяет максимально использовать в педагогическом процессе личностные особенности учителя.

Одной из важных характеристик педагогического общения является стиль.

В толковом словаре стиль определяется как совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека.

В. А. Кан-Калик дает следующее определение: « Стилем педагогического общения можно считать индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учеников».

А.К. Маркова выделяет три стиля педагогического общения: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный и рассуждающее-имправизационный.

При эмоционально-импровизационный стиле общения педагог преимущественно ориентируются на процесс обучения. Объяснение нового материала такой строится логично, интересно, однако в процессе объяснения у учителя часто отсутствует обратная связь с учениками. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный, хотя и важный, оставляет для самостоятельного разбора учащимися.

Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся.

Педагоги, которые придерживаются эмоционально-методичного стиля ориентируются на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. В деятельности учителя с ЭМС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

Для учителя с рассуждающе-имправизационным стилем общения характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально – этических установок, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Овладение основами педагогического общения – это творческая задача учителя. Он должен решать ее, находя свой индивидуальный стиль общения.

12.12.2021 11:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!