СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогическое сопровождение родителей как импульс для их саморазвития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю».

Конфуций

Для реализации современных требований общества к образованию используется новая авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсон. Эта технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем. Этот новый педагогический инструментарий дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС. В основе ТДМ лежит метод рефлексивной самоорганизации (общая теория деятельности – Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), и вместе с тем, она включает в себя все этапы глубокого и прочного усвоения знаний (П.Я. Гальперин)

Что такое деятельностный подход в образовании? Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Значит, процесс обучения – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально – экономических условиях ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые становятся сегодня одним из реальных заказчиков на содержание школьного образования.

«Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

Сухомлинский В. А.

Основой взаимоотношений школы с семьей должны стать взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Система дидактических принципов «Школа 2000…» обеспечивает условия включения родителей в единое учебно-воспитательное пространство.

Принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы в общении администрации школы, педагогов и родителей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.

Принцип деятельности заключается в такой организации взаимодействия с родителями, когда родители являются не просто сторонними наблюдателями, но активно включаются в совместный со школой учебно-воспитательный процесс.

Принцип целостности означает, что у родителей должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о единстве целей и задач школы и семьи, о содержании и структуре учебно-воспитательного процесса, об основных принципах, на которых строится работа в школе.

Принцип минимакса обеспечивает индивидуальный подход к каждой семье.

Принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм участия и степени включенности в воспитательно-образовательный процесс.

Принцип непрерывности предполагает единство педагогов и родителей в подходах к обучению и воспитанию ребенка и в требованиях к нему.

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в процессе взаимодействия семьи и школы, приобретение родителями позитивного опыта социальной активности, практической реализации совместных со школой проектов.

Современные родители

Как известно, на формирование личности детей влияет в первую очередь его семья. Кто они современные родители? Не смотря на коренные изменения в обществе, в культуре, люди, в основном, пока живут старыми представлениями и мерками, не осознавая эти процессы. Особенно это явно прослеживается в школьном образовании. Родители очень осторожно относятся к любым нововведениям. «Нас учили по-старому, не хуже было», «Зачем это надо моему ребенку, он и так перегружен?», – часто звучат реплики.

Современные родители первоклассников учились в «знаниевой» школе и не всегда представляют себе ценности современного образования, – то, что действительно поможет жизненному успеху их ребенка. В целом, семье сегодня нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, в освоении новых способов взаимодействия со своими детьми. Как эффективнее организовать взаимодействие семьи и школы? Как сделать родителей своими союзниками, партнерами и единомышленниками?

В эпоху стремительных изменений современные родители вынуждены порой стихийно, на уровне здравого смысла реагировать на происходящие перемены, самостоятельно выстраивать свои родительские стратегии, поэтому задача учителя - сделать родителей активными участниками педагогического процесса, создать единое образовательное пространство «семья-школа», в котором все участники (педагоги, дети и их родители) получают импульс для саморазвития.

Для решения данного вопроса наряду с традиционными формами работы с родителями (такими как собрания, консультации, посещение семей, педагогическое просвещение родителей, совместные досуговые мероприятия) я использую новые формы. Мастер-классы для родителей, где они получают ориентацию на самообразование, самореализацию.

В Дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон разработана программа надпредметного курса «Мир деятельности», которая отражает все изменения, происходящие в образовании, полностью соответствует новым целям и задачам, поставленным ФГОС НОО. В ходе научно-педагогических исследований установлено, что данный курс является необходимым ключевым звеном системного, надежного и эффективного формирования УУД и умения учиться. Важной особенностью данного курса является то, что содержание программы «Мир деятельности» позволяет построить на его основе систему работы с родителями учащихся. Данная программа помогает осваивать умение учиться и механизмы саморазвития не только ребенку, но и учителю, и родителям. Известно, что для формирования в ребенке тех или иных положительных качеств, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.

Родительское собрание по теме: «Учиться… А что это значит?» позволило родителям понять, чем отличается процесс обучения их детей от того, как учились они. Проведено оно в форме мастер-класса, с использованием технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, чтобы родители были включены в работу. Данное собрание мотивировало родителей к активному участию в школьной жизни своего ребенка, позволило почувствовать себя в роли современных учеников, познакомиться со структурой урока в технологии деятельностного метода, осознать, что учебник «Мир деятельности», не просто яркая книжка с картинками,,а помогает осваивать умение учиться и механизмы саморазвития не только ребенку, но и учителю, и родителям.

Для формирования в ребенке тех или иных положительных качеств, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания.

«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей»

В.А. Сухомлинский

В этом году мои дети перешли в третий класс, а именно он, является переломным в жизни младшего школьника. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Поэтому, мне захотелось, по средствам родительского собрания «Подари ребёнку искорку знаний», обратить внимание родителей на такие вопросы, как: проблема с запоминанием материала, неустойчивое внимание. Цель практикума вооружить родителей теми инструментами, которые позволят помочь ребёнку учиться с интересом и легко добиваться наибольших успехов, развивая память и внимание.

Различные упражнения, предложенные мною, позволили расширить объём знаний родителей о формах и методах решения проблем, возникающих у детей в процессе учебной деятельности из-за недостаточно развитых памяти и внимания.

Использование «Дерева проблем» для выявления причин учебных затруднений, натолкнуло на мысль о создании «Обучалочек для родителей». Это встречи, помогающие мамам и папам познакомиться с разными подходами в решении задач, звукобуквенным анализом слов и т.д. Темы занятий возникают на основе вопросов, задаваемых родителями.

Также в результате данного собрания появилась методическая копилка, пополняемая родителями различными интересными приёмами развития памяти, внимания, логического мышления.

Эти творческие продукты доказывают, что педагогическое сопровождение родителей является импульсом для их саморазвития.

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

07.08.2020 10:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП