СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогическое взаимодействие с семьей обучающегося»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое взаимодействие с семьей обучающегося

Педагогическое взаимодействие с семьей учащегося в современных условиях - это качественно новый процесс, который отличается своими функциями, содержанием, направлениями, средствами, формами и методами.

Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

В работе с родителями необходимо обращать их внимание на создании благоприятных установок для физического и психологического развития детей. Поскольку, развиваясь лишь физически и интеллектуально в здоровом психологическом микроклимате ребёнок может стать личностью.

Первые жизненные уроки ребёнок заполучает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно известно, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте». Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого в школе организовывают: «День открытых дверей», где знакомят родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительски- воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении в школе.

Формы работы классного руководителя с семьей учащегося.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогам.

В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:

1.Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и образованности, индивидуальные особенности и т. д.)

2. Постановка воспитательных задач («перспектив») общих для класса или отдельных групп, учеников класса.

3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т. д.

5.Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

6. Анализ и оценка результатов воспитания или иными словами диагностика развития совместной деятельности семьи и школы.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Формы познавательной деятельности: книга памяти, общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, сбор макулатуры, оформление школьного двора, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся.

Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношение педагога с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Находит место в работе классного руководителя такая форма как интеллектуальные игры для родителей «Самая эрудированная семья», «Кулинарные поединки», и другие. Обязательны совместные мероприятия с родителями по здоровому образу жизни (семинары, акции, викторины и др.) В методике можно выделить так называемые нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей учащегося.

К ним можно отнести следующие формы:

• Родительские вечера

• Родительские чтения

• День открытых дверей

• Индивидуальные консультации

• Родительский лекторий

• Групповые консультации

• Тематические консультации

• Ведение тетрадей общения

• Внеклассные мероприятия с участием родителей

• Тренинги

• Родительские собрания с участием детей

• Тематические мероприятия, проводимые родителями.

Родословная воспитания семейных ценностей:

привлечение семей к осознанию ценностей семейного воспитания;

пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;

привлечение учащихся к познанию истории родного края, его героического прошлого, истории своей семьи.

Взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

С педагогической точки зрения, преподавательский состав прекрасно понимает, что родители доверяют им самое дорогое сокровище – своих детей, и их обязанностью выступает непосредственное оправдание данного доверия, что достигается лишь при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему все и стремятся.

Стоит также учесть, что каждая семья живет в конкретной социокультурной ситуации, складывающейся исторически и преемственно на национальной почве. В каждой семье идет воспитание подрастающего поколения, складывается свой образ жизни, свои отношения. Все это поддерживается системой правил и норм поведения. Народная педагогика это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Воспитание детей в каждой семье так или иначе основывается на народной педагогике и представляет собой форму выражения культуры. Особенно это заметно при сравнении семейного воспитания детей разных национальностей.

Этнопедагогика всегда народна. Она выражается в языке, песнях, сказках, пословицах, поговорках, манере говорить, одеваться, в стиле и образе жизни. Все это нравственно ориентировало, создавало ценностные ориентиры, регулировало поведение и чувства. Без понимания своеобразия семейной этнопедагогики нельзя вести работу с семьей.

Педагогическая работа будет иметь свою специфику в зависимости от национально-психологических особенностей людей той или иной национальной принадлежности. Национальный характер, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, традиции, привычки, стереотипы восприятия и поведения, типичный образ действий и общения, обычаи и ритуалы — все это значительно влияет на характер взаимоотношений и эффективность осуществления воспитательной работы.

22.10.2023 15:14


© 2023 48

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!