СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технология продуктивного чтения |
|
Каждый учитель мечтает, чтобы по возможности каждый ученик приходил на его урок подготовленным: прочитал то или иное произведение, параграф, сделал задания. Но в век новых технологий среди школьников распространен синдром "комикса": учащиеся заинтересованы в чтении текстов маленьких по объему. Однако реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни. Именно это и актуализирует |
|
Международные исследования показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? Диагностика коммуникативных умений среди учащихся 5-6 классов нашей школы подтверждает выводы международных исследований. Такие умения, как вычитывание информации, данной в явном виде, объяснение смысла слов — имеют достаточно высокие показатели. Но достаточно сложно учащимся даются умения вычитывать информацию, данную в неявном виде, понимание смысла текста в целом, истолковывание текста. Во-первых, что такое чтение?
«Сквозная цель образования — воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления» Из образовательной программы "Школа 2100" Ключевая фраза в этом определении — это "воспитание грамотного, компетентного читателя". Кого можно назвать "грамотным читателем"? Грамотность чтения — это способность:
Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:
Виды чтения
Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать).
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации.
Этапы работы с текстом. Как научить ребенка работать с текстом? I этап. Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
Результат — мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, истории. II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. 1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания. 2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. 2. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций. Например, отрывок из рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни": "Прихрамывая (Вопрос к автору — Почему? Что случилось?), они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений. (Прогнозирование ответа — Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. —Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, — сказал один". (Проверка своих предположений — у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.) III этап. Работа с текстом после чтения. Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. 1. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д. Задания:
В технологии продуктивного чтения самая сложная работа у учителя, она заключается в подготовке к подходящим отрывкам текста, иллюстрации, вопросов к ним. Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке:
Поначалу формирования навыков продуктивного чтения много времени учителю приходится уделять на подготовку к уроку. Но по мере освоения технологии учитель может использовать самостоятельную работу учащихся по составлению вопросов к автору, комментарии к тексту, работу в парах и группах. Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география. |
Автор
© 2017, Макарова Ирина Ивановна 180