СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
45 минут — так мало для учителя, и так много для ученика. Как закончить урок, чтобы это время не пропало зря?
Многие педагоги считают, что именно начало урока является важнейшей его частью. Ведь за это время учитель привлекает общее внимание и создает атмосферу, необходимую для учебного процесса. Однако, правильно построенный урок подобен хорошей книге: в нем важна каждая деталь — от первой до последней минуты.
И если концовка разочаровывает, ученик чувствует себя обманутым от того, что вложил столько времени в изучение остального.
Очень часто учителя заканчивают урок одновременно со звонком, или даже на несколько минут позже, и тем самым воруют у детей время, посвященное отдыху и подготовке к следующему занятию. Голодный и уставший ученик уже вряд ли что-то запомнит, а значит польза от такого урока будет минимальной.
Не стоит забывать, что каким бы хорошим ни был ваш урок, именно последние 5 минут останутся в памяти учеников. Поэтому так важно использовать это время, чтобы помочь ребятам структурировать и запомнить все ключевые моменты занятия.
Как это сделать? Вот несколько советов:
1. Всегда заканчивайте урок заранее. Постройте свое занятие так, чтобы последние несколько минут оставались свободными. Начните собирать вещи на пять минут раньше и используйте это время для беседы с учениками. Такие разговоры могут быть очень эффективными, ведь вы не только узнаете о проблемах и интересах своих учеников, но и создадите доверительную атмосферу в классе. Более того, вовремя законченный урок свидетельствует о том, что вы цените не только своё время, но и время учеников.
2. Тишина — золото. Спокойное окончание урока показывает, что вы по-прежнему управляете дисциплиной в классе и прекрасно всё контролируете. Такая атмосфера способствует работе и позволяет выделить время на различные обсуждения и вопросы. Воспользуйтесь этим моментом, чтобы поощрить учеников за активность и проделанную работу, проведите мини-игру или дайте им время на подготовку к следующему уроку.
3. Упорядочите пройденный материал. Используйте последние минуты урока, чтобы разложить усвоенный материал «по полочкам». Скажите пару слов о следующей теме: это поможет вашим ученикам лучше ориентироваться в материале и создаст определённую структуру обучения. Или устройте блиц-опрос, чтобы ребята лучше усвоили информацию. Как вариант, можно сыграть с учениками в виселицу, используя ключевую терминологию урока. Такие игры всегда вызывают восторг и воспринимаются ребятами как поощрение.
4. Узнайте мнение учеников об уроке. Если вы хотите, чтобы ваши уроки были действительно эффективными — советуйтесь с вашими учениками! Мнение учащихся, как и мнение коллег, является ценным источником информации о качестве ваших занятий. Попросите учеников поделиться своим мнением об уроке, написав пару слов на доске или на листке бумаги. Когда такой метод оценки урока войдёт в привычку, ученики станут более откровенными с вами, а мини-отзывы превратятся в отличную форму обратной связи относительно симпатий и предпочтений учащихся.
5. Покидайте класс после учеников. Очень часто ученики подходят к учителю с вопросами уже после урока. В такие моменты педагог становится перед выбором: разъяснить ребенку идею и пожертвовать личным временем или отложить вопрос к следующему уроку и оставить любопытство ученика неудовлетворенным. Обычно именно второй вариант становится выбором учителя, ведь у каждого человека есть свои потребности и интересы, а перемена — одна для всех. Однако, если ученик задаёт вопросы, значит он действительно заинтересован в предмете и ему важно знать мнение педагога. И если вы видите, что ребёнку и правда очень хочется узнать ответ на свой вопрос, не стоит игнорировать его интересы.
Вам слово: Уважаемые педагоги, а как вы заканчиваете свои уроки? Пишите о своих стратегиях в комментарии!
© 2020, Лупорева Татьяна Андреевна 577