© 2016 899
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Когда мы смотрим фильм, мы воспринимаем его целиком и редко задумываемся над тем, как нам помогает в понимании сюжета, например, музыка. Кто те кудесники, создающие этот пятый элемент – музыку – для кино, без которого фильмы потеряли бы своё очарование?
Композиторов в России всегда почитали, особенно тех, кто пишет музыку для кино. Говорят, что по Волге когда-то ходил пароход, на носу которого было написано: «К. Дунаевский». Однако Дунаевского звали Исаак Осипович. Когда поклонники композитора высказывали недовольство команде, те уверяли, что всё написано правильно. Оказывается, пароход назывался «Композитор Дунаевский» и длинное название на носу попросту не помещалось.
Сын композитора Максим Дунаевский известен не менее своего легендарного отца, ведь именно он создал музыку для более чем 40 любимых многими зрителями фильмов и мультфильмов – «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Ах, водевиль, водевиль.», «Собака на сене»… «С кино у меня взаимная любовь, – с иронией говорит композитор. – Обо мне существует множество мифов – мол, я жутко капризный, большие деньги прошу за работу. Это неправда. Я никогда не диктую свои условия. Мне важна интересная работа, но я действительно воюю с продюсерами и с режиссёрами, которые, в большинстве своём, увы, неумелые и малограмотные люди. Многие пришли в кино без специального образования. Из-за этого происходит непонимание не только того, как делать музыкальные фильмы, но и процесса создания кино в целом. Мне жаль, что прошло время советского кинематографа, когда каждый год появлялись фильмы-шедевры, на которые ходили миллионы зрителей».
Возможно, у композитора есть повод недолюбливать работу в кино. Как это ни удивительно, но не все актёры были в восторге от его мелодий к кино. Так, для картины «Мэри Поппинс, до свидания!» Максим Исаакович написал чудесные песни. Строгую няню двух шаловливых детей сыграла в картине Наталья Андрейченко, но поначалу на роль Мэри режиссёр фильма Леонид Квинихидзе пригласил Анастасию Вертинскую. Актрису вовсе не вдохновили песни, написанные Дунаевским. «Я их не чувствую, и я не хочу это петь», – сообщила она режиссёру. И тогда Квинихидзе поинтересовался у композитора, не занята ли на съёмках актриса Наталья Андрейченко, на тот момент жена Дунаевского. Ей и досталась роль.
*
Не секрет, что многое в кино случается волшебным образом, и дело здесь не в запланированных компьютерных спецэффектах. Счастливые случайности при подготовке кинопроекта подстерегают всех: режиссёра, актёров, операторов и, конечно, композитора.
Режиссёр Игорь Масленников и композитор Владимир Дашкевич вместе работали над «Приключениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Лейтмотив картины запоминается сразу. Это типично английская мелодия – респектабельная, строгая и аристократичная. Далась она композитору Дашкевичу не сразу. Игорь Фёдорович полагал, что при её создании нужно ориентироваться на стиль музыкальных заставок ВВС. «Это Британия, империя, в ней и джентльменство, и ирония, и могущество, и оптимизм, и благородство», – говорил он, но Дашкевич постоянно забывал эти заставки послушать. В итоге мелодия родилась сама собой, когда нетерпеливый режиссёр в лоб спросил композитора, готова ли музыка к новому фильму. А её не было! «Я от отчаяния взял свой телефонный аппарат на длинном шнуре, пододвинул его к роялю и сыграл первое, что пришло в голову, – вспоминает Владимир Сергеевич. – После аранжировки эта мелодия и стала заставкой к «Шерлоку Холмсу». Отснятый к тому моменту материал мне очень понравился. Это был русский Шерлок Холмс, но он был интереснее и в каком-то смысле более английский, чем вялые английские Холмсы и Ватсоны, он был полон достоинства и уважал других. Вот это чувство достоинства я и хотел передать в музыке к фильму. С другой стороны, в ней есть присущий английскому менталитету оптимизм, которого в нас мало, а это ценное качество для человека. Подлинный оптимизм – как маяк в жизни». После выхода фильма произошёл забавный случай: как-то Дашкевича окружили музыкальные критики и засыпали вопросами о том, чью музыку Владимир Сергеевич так ловко интерпретировал. Один предполагал, что это музыка позднего Перселла (композитора конца XVII века), другой утверждал, что осовременена мелодия раннего Бриттена (композитора начала XX века). Дашкевич успокоил обоих: мол, это его мелодия, к английским композиторам не имеющая никакого отношения.
*
Сейчас известный советский и российский композитор Гия Канчели (род. 10 августа 1335 года) пишет симфонии, однако и для кино он сочинил немало: вместе с режиссёром Георгием Данелией работал над комедиями «Мимино», «Кин-дза-дза», «Паспорт», «Не горюй!». Композитор отметил 80-летие, но остаётся бодрым и полным творческих планов.
При упоминании имени Канчели сразу же вспоминается мелодия «Мама, мама, что мы будем делать? Ку…» из комедии «Кин-дза-дза». Гия Александрович написал музыку к семи фильмам Данелии, но работал и с другими кинематографистами Татьяной Лиозновой, Резо Чхеидзе, Сергеем Бодровым-старшим.
Несмотря на почтенный возраст, Гия Александрович работает по 10-12 часов в день и пользуется современными технологиями. Он любит общаться с друзьями и коллегами по «Скайпу» и с помощью социальных сетей, переписывается по электронной почте. Вот и мелодии Георгий Николаевич обсуждает с композитором прямо в Интернете. «С Канчели мы работаем так. «Сразу же после «ти-ти-ти» пауза, – говорю я ему, – а «ля-ля-ля» надо выкинуть», – с улыбкой говорит Данелия. – Гия рычит: «Что значит «ля-ля-ля» и «ти-ти-ти»? Тебе уже сто лет, можешь ты наконец выучить ноты?!»
Как говорит сам Канчели, музыка для кино зависит от манеры режиссёра и от сценария к фильму. В итоге мелодия получается то задорная и лёгкая, то грустная и даже тоскливая, а иногда со спецэффектами. Так, для одного из эпизодов Данелия взял да и наложил на прекрасную мелодию композитора скрежет ржавого замка. И настроение для кадра было найдено! Вообще, по словам маэстро, с любым режиссёром трудно работать, а с Данелией труднее всех. «Вспоминаю, когда садился за рояль и играл ему какую-то тему, он просовывал свой указательный палец между моими и говорил: «А вот эту ноту нельзя?» – рассказывает композитор. – Я говорил: «Нельзя? Почему нельзя? Не получается!» Он отвечал: «Не может быть, обязательно получится». И, как правило, в итоге оказывался прав. Георгий всегда очень правильно мыслит, в музыке в том числе, поэтому я ему с удовольствием подчиняюсь. Он всю жизнь на мне тренируется (хотя, если отбросить шутки, наша совместная работа всегда счастье для меня)». К слову, Георгию Данелии музыкант сделал однажды подарок – написал произведение «Маленькая данелиада», во время исполнения которого оркестранты произносят: «Ку!»
*
В США у композиторов соблюдается строгое профессиональное деление – кто-то пишет музыку к операм, кто-то – к мюзиклам и кинофильмам. Но есть композиторы столь высокого класса, творчество которых не ограничивается какими-либо рамками.
Таких профессионалов в США не более двадцати. Большинство из них трудится на голливудской «фабрике грёз». К ним относится и мэтр музыки в мире кино, пятикратный лауреат премии «Оскар» Джон Таунер Уильямс, или, как его чаще называют, Джон Уильямс. В его творческом багаже – лейтмотивы к картинам «Звёздные войны», «Челюсти», «Индиана Джонс», к фильмам о Гарри Поттере и другим.
Кроме того, Уильяме с успехом сочиняет музыку к опереттам и создаёт концертные программы.
*
Одним из самых известных голливудских композиторов, писавших музыку для кино, был Джерральд Кинг Голдсмит, известный как Джерри Голдсмит. Именно он создал музыкальное сопровождение к картинам «Омен», «Рэмбо», «Основной инстинкт», «Легенда», «Гремлины», «Призрак и Тьма», «В постели с врагом» и другим.
Сам композитор называл своим любимым детищем «Звёздный путь». Говоря о работе над сагой, Джерри Голдсмит вспоминал: «У меня очень хорошие отношения с жанром сериала и конкретно с сериалом «Звёздный путь». Я люблю эти фантастические истории, потому что считаю, что они грандиозные и романтичные. Мир, приятный во всех отношениях. Однако, думаю, не для тех, кто непосредственно работал над его созданием. Когда сагу только начинали снимать, было очень тяжело. Цифровых технологий ещё не существовало, спецэффекты при отсутствии современных компьютерных программ делались медленно. Иногда я сочинял музыку до двух часов ночи, как вдруг приходил мастер по эффектам и приносил кадры с изменениями. Я их просматривал, садился за рояль и. переписывал всё созданное за ночь! Отправлялся домой уже под утро. Но знаете, такая нагрузка только добавляла нам азарта. Мы будто были связаны одной цепью, это было настоящим товариществом. Сейчас в Голливуде такое редко увидишь».
*
22 июня 2015 года Джеймс Хорнер, один из самых известных американских композиторов, пишущих музыку для кино, лауреат двух премий «Оскар», погиб в авиакатастрофе неподалеку от Санта-Барбары.
Джеймс Хорнер – автор музыки к фильмам «Аполлон-13», «Легенды осени», «Аватар», «Чужие», «Джуманджи», «Храброе сердце», «Маска Зорро», «Апокалипсис» и другим. Он работал с такими знаменитостями, как Рон Ховард, Оливер Стоун, Лоуренс Кэздан, Антуан Фукуа, но сам стал известен благодаря работе над фильмом «Титаник» Джеймса Кэмерона.
Не успела картина выйти на экраны, как от поклонников и кино, и музыки на режиссёра и его команду обрушился шквал вопросов: когда и где можно будет приобрести диск с музыкой к фильму? В итоге диски разошлись тиражом в 27 млн экземпляров, а баллада Му Неаrt Will Go On, спетая известной канадской певицей Селин Дион, три недели занимала верхнюю строчку Вillboard! Компания Sony Classical / Sony Music Soundtrax спустя два месяца с начала продажи диска объявила, что альбом стал трижды платиновым. За музыку к этому фильму Хорнер был удостоен двух премий «Оскар» и двух «Золотых глобусов».
В одном из интервью Джеймс вспоминал такой случай. Вскоре после выхода «Титаника» на экраны композитор посетил магазин бытовой электроники. Выбрав что-то из ассортимента, он подошёл к кассе расплатиться и достал банковскую карту. Кассир взяла её в руки и вскрикнула. Остальные сотрудники магазина, полагая, что она поймала вора, кинулись к ней на подмогу – как и покупатели. И тут кассир прочла вслух имя на карте. Все оцепенели, а потом молча выстроились в очередь за автографами. Так Джеймс Хорнер понял, что стал популярным. «Мне хотелось, чтобы каждый поворотный момент фильма зритель прочувствовал всем сердцем, – говорил композитор о музыке к фильму «Титаник». – Я всегда слежу за тем, что должно чувствовать сердце зрителя. Такова моя основная задача как композитора». Одним из последних фильмов, к которому композитор написал музыкальное сопровождение, стала драма «Левша» режиссёра Антуана Фукуа.
*
См.:
Карта сайта
Кинокалейдоскоп
© 2016 899