СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пятый элемент. (Музыка в кино)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда мы смотрим фильм, мы воспринимаем его целиком и редко задумыва­емся над тем, как нам помогает в понимании сюжета, например, музыка. Кто те кудесники, создающие этот пятый элемент – музыку – для кино, без которого фильмы потеряли бы своё очарование?

Композиторов в России всегда почи­тали, особенно тех, кто пишет музыку для кино. Говорят, что по Волге когда-то ходил пароход, на носу которого было написано: «К. Дунаевский». Однако Ду­наевского звали Исаак Осипович. Когда поклонники композитора высказывали недовольство команде, те уверяли, что всё написано правильно. Оказывается, паро­ход назывался «Композитор Дунаевский» и длинное название на носу попросту не помещалось.

Сын композитора Максим Дунаевский известен не менее своего ле­гендарного отца, ведь именно он создал музыку для более чем 40 любимых многи­ми зрителями фильмов и мультфильмов – «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Мэри Поп­пинс, до свидания!», «Ах, водевиль, воде­виль.», «Собака на сене»… «С кино у меня взаимная любовь, – с иронией говорит композитор. – Обо мне существует множество мифов – мол, я жутко капризный, большие деньги про­шу за работу. Это неправда. Я никог­да не диктую свои условия. Мне важна интересная работа, но я действитель­но воюю с продюсерами и с режиссёра­ми, которые, в большинстве своём, увы, неумелые и малограмотные люди. Мно­гие пришли в кино без специального об­разования. Из-за этого происходит непонимание не только того, как делать музы­кальные фильмы, но и процесса создания кино в целом. Мне жаль, что прошло вре­мя советского кинематографа, когда каж­дый год появлялись фильмы-шедевры, на которые ходили миллионы зрителей».

Возможно, у композитора есть повод недолюбливать работу в кино. Как это ни удивительно, но не все актёры были в вос­торге от его мелодий к кино. Так, для кар­тины «Мэри Поппинс, до свидания!» Мак­сим Исаакович написал чудесные песни. Строгую няню двух шаловливых детей сы­грала в картине Наталья Андрейченко, но поначалу на роль Мэри режиссёр филь­ма Леонид Квинихидзе пригласил Анаста­сию Вертинскую. Актрису вовсе не вдох­новили песни, написанные Дунаевским. «Я их не чувствую, и я не хочу это петь», – сообщила она режиссёру. И тогда Квини­хидзе поинтересовался у композитора, не занята ли на съёмках актриса Наталья Ан­дрейченко, на тот момент жена Дунаев­ского. Ей и досталась роль.

*

Не секрет, что многое в кино случается волшебным образом, и дело здесь не в запланированных компьютерных спецэффектах. Счастливые случай­ности при подготовке кинопроекта подстерегают всех: режиссёра, актёров, операторов и, конечно, композитора.

Режиссёр Игорь Масленников и ком­позитор Владимир Дашкевич вместе работали над «Приключениями Шерло­ка Холмса и доктора Ватсона». Лейтмо­тив картины запоминается сразу. Это типично английская мелодия – респек­табельная, строгая и аристократич­ная. Далась она композитору Дашкеви­чу не сразу. Игорь Фёдорович полагал, что при её создании нужно ориентиро­ваться на стиль музыкальных заставок ВВС. «Это Британия, империя, в ней и джентльменство, и ирония, и могуще­ство, и оптимизм, и благородство», – го­ворил он, но Дашкевич постоянно за­бывал эти заставки послушать. В ито­ге мелодия родилась сама собой, ког­да нетерпеливый режиссёр в лоб спро­сил композитора, готова ли музыка к новому фильму. А её не было! «Я от от­чаяния взял свой телефонный аппарат на длинном шнуре, пододвинул его к ро­ялю и сыграл первое, что пришло в го­лову, – вспоминает Владимир Сергее­вич. – После аранжировки эта мелодия и стала заставкой к «Шерлоку Холм­су». Отснятый к тому моменту мате­риал мне очень понравился. Это был русский Шерлок Холмс, но он был ин­тереснее и в каком-то смысле более английский, чем вялые английские Холмсы и Ватсоны, он был полон досто­инства и уважал других. Вот это чувство достоинства я и хотел передать в музы­ке к фильму. С другой стороны, в ней есть присущий английскому менталите­ту оптимизм, которого в нас мало, а это ценное качество для человека. Подлин­ный оптимизм – как маяк в жизни». После выхода фильма произошёл за­бавный случай: как-то Дашкевича окружили музыкальные критики и засыпа­ли вопросами о том, чью музыку Вла­димир Сергеевич так ловко интерпре­тировал. Один предполагал, что это музыка позднего Перселла (композитора конца XVII века), другой утверж­дал, что осовременена мелодия ранне­го Бриттена (композитора начала XX ве­ка). Дашкевич успокоил обоих: мол, это его мелодия, к английским композито­рам не имеющая никакого отношения.

*

Сейчас известный советский и российский композитор Гия Канчели (род. 10 августа 1335 года) пишет симфонии, однако и для кино он сочинил немало: вместе с режиссёром Георгием Данелией работал над комедиями «Мимино», «Кин-дза-дза», «Паспорт», «Не горюй!». Ком­позитор отметил 80-летие, но остаётся бодрым и полным творческих планов.

При упоминании имени Канчели сразу же вспоминается мелодия «Мама, мама, что мы будем делать? Ку…» из комедии «Кин-дза-дза». Гия Алек­сандрович написал музыку к семи филь­мам Данелии, но работал и с другими ки­нематографистами Татьяной Лиозновой, Резо Чхеидзе, Сергеем Бодровым-старшим.

Несмотря на почтенный возраст, Гия Александрович работает по 10-12 часов в день и пользуется современными техно­логиями. Он любит общаться с друзьями и коллегами по «Скайпу» и с помощью со­циальных сетей, переписывается по элек­тронной почте. Вот и мелодии Георгий Николаевич обсуждает с композитором пря­мо в Интернете. «С Канчели мы работаем так. «Сразу же после «ти-ти-ти» пауза, – говорю я ему, – а «ля-ля-ля» надо выкинуть», – с улыбкой говорит Данелия. – Гия рычит: «Что значит «ля-ля-ля» и «ти-ти-ти»? Тебе уже сто лет, можешь ты наконец выучить ноты?!»

Как говорит сам Канчели, музыка для кино зависит от манеры режиссёра и от сценария к фильму. В итоге мелодия получается то задорная и лёгкая, то груст­ная и даже тоскливая, а иногда со спец­эффектами. Так, для одного из эпизодов Данелия взял да и наложил на прекрас­ную мелодию композитора скрежет ржа­вого замка. И настроение для кадра было найдено! Вообще, по словам маэстро, с любым режиссёром трудно работать, а с Данелией труднее всех. «Вспоминаю, когда садился за рояль и играл ему какую-то тему, он просовывал свой ука­зательный палец между моими и говорил: «А вот эту ноту нельзя?» – рассказывает композитор. – Я говорил: «Нельзя? Поче­му нельзя? Не получается!» Он отвечал: «Не может быть, обязательно получится». И, как правило, в итоге оказывался прав. Георгий всегда очень правильно мыслит, в музыке в том числе, поэтому я ему с удо­вольствием подчиняюсь. Он всю жизнь на мне тренируется (хотя, если отбросить шутки, наша совместная работа всегда счастье для меня)». К слову, Георгию Да­нелии музыкант сделал однажды подарок – написал произведение «Маленькая данелиада», во время исполнения которого оркестранты произносят: «Ку!»

*

В США у композиторов соблюдается стро­гое профессиональное деление – кто-то пишет музыку к операм, кто-то – к мюзиклам и кино­фильмам. Но есть композиторы столь высокого класса, творчество которых не ограничивается какими-либо рамками.

Таких профессионалов в США не более двадца­ти. Большинство из них трудится на голливудской «фабрике грёз». К ним относится и мэтр музыки в мире кино, пятикратный лауреат премии «Оскар» Джон Таунер Уильямс, или, как его чаще называ­ют, Джон Уильямс. В его творческом багаже – лейт­мотивы к картинам «Звёздные войны», «Челюсти», «Индиана Джонс», к фильмам о Гарри Поттере и другим.

Кроме того, Уильяме с успехом сочиняет музыку к опереттам и создаёт концертные программы.

*

Одним из самых известных голливудских композиторов, писавших му­зыку для кино, был Джерральд Кинг Голдсмит, известный как Джерри Голдсмит. Именно он создал музыкальное сопровождение к картинам «Омен», «Рэмбо», «Основной инстинкт», «Легенда», «Гремлины», «Призрак и Тьма», «В постели с врагом» и другим.

Сам композитор называл своим любимым детищем «Звёздный путь». Говоря о работе над сагой, Джерри Голдсмит вспоминал: «У меня очень хорошие отношения с жанром сериала и конкретно с сериалом «Звёздный путь». Я люблю эти фантастиче­ские истории, потому что считаю, что они грандиозные и романтичные. Мир, при­ятный во всех отношениях. Однако, думаю, не для тех, кто непосредственно рабо­тал над его созданием. Когда сагу только начинали снимать, было очень тяжело. Цифровых технологий ещё не существовало, спецэффекты при отсутствии совре­менных компьютерных программ делались медленно. Иногда я сочинял музы­ку до двух часов ночи, как вдруг приходил мастер по эффектам и приносил кадры с изменениями. Я их просматривал, садился за рояль и. переписывал всё создан­ное за ночь! Отправлялся домой уже под утро. Но знаете, такая нагрузка только добавляла нам азарта. Мы будто были связаны одной цепью, это было настоящим товариществом. Сейчас в Голливуде такое редко увидишь».

*

22 июня 2015 года Джеймс Хорнер, один из самых известных американских композиторов, пишущих му­зыку для кино, лауре­ат двух премий «Оскар», погиб в авиакатастрофе неподалеку от Санта-Барбары.

Джеймс Хорнер – ав­тор музыки к фильмам «Аполлон-13», «Легенды осени», «Аватар», «Чужие», «Джуманджи», «Храброе сердце», «Маска Зорро», «Апокалипсис» и другим. Он работал с та­кими знаменитостями, как Рон Ховард, Оливер Стоун, Лоуренс Кэздан, Антуан Фукуа, но сам стал известен благодаря рабо­те над фильмом «Титаник» Джеймса Кэмерона.

Не успела картина выйти на экраны, как от по­клонников и кино, и музы­ки на режиссёра и его ко­манду обрушился шквал вопросов: когда и где можно будет приобрести диск с музыкой к филь­му? В итоге диски разо­шлись тиражом в 27 млн экземпляров, а баллада Му Неаrt Will Go On, спе­тая известной канадской певицей Селин Дион, три недели занимала верх­нюю строчку Вillboard! Компания Sony Classical / Sony Music Soundtrax спу­стя два месяца с начала продажи диска объяви­ла, что альбом стал триж­ды платиновым. За музы­ку к этому фильму Хорнер был удостоен двух премий «Оскар» и двух «Золо­тых глобусов».

В одном из интервью Джеймс вспоминал такой случай. Вскоре после вы­хода «Титаника» на экра­ны композитор посетил магазин бытовой электро­ники. Выбрав что-то из ас­сортимента, он подошёл к кассе расплатиться и до­стал банковскую карту. Кассир взяла её в руки и вскрикнула. Осталь­ные сотрудники магази­на, полагая, что она пой­мала вора, кинулись к ней на подмогу – как и поку­патели. И тут кассир прочла вслух имя на кар­те. Все оцепенели, а по­том молча выстроились в очередь за автографа­ми. Так Джеймс Хор­нер понял, что стал попу­лярным. «Мне хотелось, чтобы каждый поворот­ный момент фильма зри­тель прочувствовал всем сердцем, – говорил ком­позитор о музыке к филь­му «Титаник». – Я всегда слежу за тем, что должно чувствовать сердце зри­теля. Такова моя основ­ная задача как композито­ра». Одним из последних фильмов, к которому ком­позитор написал музы­кальное сопровождение, стала драма «Левша» ре­жиссёра Антуана Фукуа.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Кинокалейдоскоп

https://multiurok.ru/blog/kinokalieidoskop.html

Категория: Всем учителям
07.01.2016 20:53


© 2016 899

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!