СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кредо: учить хорошему

Я – учитель экономики. У меня были прекрасные учителя – преподаватели Донецкого Национального технического университета – умные, красивые, харизматичные, умеющие непринужденно раскрыть самую сложную тему.

Раньше я была учителем истории. И работала я рядом с очень интересным человеком, учителем истории, ставшим для меня наставником.

Это был еще один непростой этап в истории страны (нашей?). После «помаранчевой» революции были потихоньку переписаны учебники, в них появились новые герои, новая трактовка событий. Как назвать то чувство, когда в душе уже кошки нагадили, а нужно подобрать слова и сказать детям, что Мазепа – герой?

Спасибо тем высшим силам, которые позволили мне оказаться рядом с человеком опытным, знающим и безотказным по всем рабочим (историческим, этическим, методологическим, организационным и проч.) вопросам.

Школа – это не только уроки (не столько уроки), но и почти круглосуточное общение с детьми, их родителями. Если школа со стажем, то «взрослые» учителя становятся учителями и для детей своих выросших учеников. А это уже семья, без лишней лирики. Случается, что школьная семья становится единственной для учителя. Или же своя маленькая семья так тесно переплетается с большой, школьной, что уже не поделить. Но кто об этом пожалел?

Мою коллегу, наставницу, хорошего друга звали Неля Владимировна Минайлова. Все самое главное, что мы вкладываем в слово Учитель, было в ней. Панихида проходила в школьном дворе. Слова, слезы, цветы, почти весь микрорайон, последний школьный звонок…

Я должна была об этом сказать.

Какой мне видится профессия учителя? Какой я вижу себя в профессии? В чем мое предназначение?

И раз уж я сейчас учитель экономики, приведу следующую аналогию. Известно, что любая экономическая система для достижения цели – распределения ресурсов, сначала решает три основных вопроса: «Что производить? Как производить? Для кого производить?»

Позволю себе спроецировать перечисленные проблемы на педагогическую деятельность. Вопросы «что и для кого» по-учительски перефразирую: «Какого специалиста и для какого общества готовить? Какова среда, в которую выходит ученик?»

Согласна со словами нобелевского лауреата в области экономики В. Леонтьева: «Образование удовлетворяет одну из важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального благополучия в будущем, повышая уровень жизни нашего поколения, и при этом содействует повышению дохода будущих поколений».

То есть, образование – это инвестиции в будущее.

В Законе ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте среднего общего образования подчеркивается необходимость существенных изменений в образовательной системе.

Рассмотрим ситуацию через призму рыночных отношений (как на уроке экономики). Новое время предъявляет свои требования к участникам рынка образовательных услуг.

Предлагаю смоделировать рынок образовательных услуг, на котором в роли потребителя выступает семья, в роли производителя, продавца услуг – государство.

Какое место определено школе? Ответ очевиден, самое сложное – промежуточное, посредническое. Родители делают заказ образовательных услуг государству, а государство делегирует свои полномочия в этой сфере деятельности школам. Поскольку посредническое, то на нас ложится двойная ответственность: перед государством и перед семьей.

В идеале все участники этой взаимозависимой цепочки должны иметь свое видение новой школы.

Общие требования к уровню подготовки выпускников обусловлены приоритетами социально-экономического и культурного развития республики, целями, задачами и содержанием среднего общего образования. Они включают в себя базовые ценности национальной и общечеловеческой культуры, общеучебные умения и навыки, способы деятельности.

Наша школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Это школа для всех (для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и т.д.). Это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения и т.д. Это современная инфраструктура. Это современная система оценки качества образования.

Без кого немыслима школа? Конечно же, без учителей.

Наше «сегодня» – очень динамичное, с непредсказуемо меняющейся политической и экономической ситуацией, открытое, противоречивое. Война расставила приоритеты. Пройдя через трудности, мы ориентируемся на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность. В связи с этим очень важно прививать навыки самостоятельной деятельности, креативного решения вопросов в нестандартной ситуации.

Учебный процесс немыслим в отрыве от воспитания, формирования личностных качеств у школьников. Чтобы добиться этих высоких целей, необходимо найти ответ на вопрос «Как производить?». Применительно к педагогике проблема звучит так: «Как учить? Какие технологии, методы и средства выделить в качестве ведущих?»

Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

Моим убеждениям созвучны идеи педагогики сотрудничества и деятельностный подход. Считаю, что учитель будет успешным лишь в том случае, если у него сложатся хорошие отношения со своими учениками. Ни одна педагогическая идея не может быть реализована, если личностные качества учителя или выбранные им методы деятельности вызывают у школьников негативную реакцию, отторжение.

Для повышения учебной мотивации школьников стремлюсь повышать практический потенциал всех занятий: насыщать учебную информацию указанием на практическое значение данных знаний и реальные возможности их практического применения; организовывать деятельность школьников над минипроектами; расширять формы командной работы.

Я стараюсь превратить процесс изучения экономики в совместную работу. Вместе с моими подопечными всегда узнаю что-то новое, вижу себя с другой стороны, замечаю, в каком направлении мне надо двигаться дальше. Поэтому процесс обучения я всегда рассматриваю как взаимообогащающий.

Наряду с коллективными, групповыми формами организации учебного процесса, я постоянно ищу новые методы персональной индивидуальной работы. Школьники, настроенные на карьеру и профессиональную реализацию, живо откликаются на подготовку докладов, проектов, участие в конкурсах, олимпиадах. Такие ученики - моя опора. К сожалению, далеко не все школьники усердно «грызут гранит науки», иные не могут похвастать своими способностями; здесь нужны терпение, убеждение, повторение, мотивирование, консультирование, создание ситуации успеха.

Применение инновационных технологий в обучении

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность организовать учебный процесс качественно, максимально наполнить его необходимой информацией, включить учащихся в процесс самообразования.

Личностно – ориентированные технологии позволяют раскрыться каждому ученику, как результат – стремление к получению новых знаний.

Дидактические технологии - неотъемлемое условие развития учебного процесса. Здесь использую как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Наилучший результат дает комбинация этих приемов.

Воспитательные технологии - ведущий механизм формирования современного ученика, в них и новое, и не забытое старое.

Распространение собственного опыта

Я еще не волшебник, только учусь, набираюсь опыта. Занимаюсь самообразованием. Помогают в этом интернет-ресурсы. Участвую в вебинарах «Образовательной галактики Интел»:https://edugalaxy.intel.ru/,

Портала Фавурок https://imfourok.net,

Центра онлайн обучения педагогов «Экстерн» http://www.xtern.ru/,

Учебно-методического портала http://www.uchmet.ru/,

Педагогического сообщества «Мое образование» http://moeobrazovanie.ru/.

Создаю электронное портфолио на сайте http://4portfolio.ru/user/view.php?id=18944, потихоньку заполняю свой сайт http://multiurok.ru/m020325/lenta/.

Участвовала в Республиканском конкурсе педагогических проектов

по патриотическому воспитанию школьников «Донбасс – наш общий дом» в номинации «Патриотическое воспитание в общеобразовательном учебном заведении (учреждении дополнительного образования)» с проектом «Программа деятельности координационного центра по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи Кировского района города Донецка».

Подготовила к участию в Республиканском конкурсе авторских программ дошкольного, общего и дополнительного образования программы «Основы экономико-правовых знаний» (межпредметный элективный курс для 11 классов общеобразовательных организаций с технологическим профилем обучения); «Патриот» (программа кружка по военно-патриотическому воспитанию, для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательной школы).

Общаясь с умными, образованными, целеустремленными людьми, каких было и есть много в моей жизни, я на себе проверила, что «личность воспитывается личностью». Поэтому первостепенное значение придаю воспитанию личным примером. Требования к себе определяю в мои принципы:

Быть собранной и последовательной;

Быть доброжелательной и отзывчивой, независимо от настроения;

Уважать мнение других, в том числе школьников;

Поддерживать инициативу и активность учеников;

Оценивая других, помнить «Не суди сам, да не судим будешь».

В любой профессии есть издержки. В нашей - это нервные перегрузки, властность, прямолинейность и категоричность суждений, «учительская жертвенность» (все для других, а не для себя).

Творческий подход к делу, неформальное, дружеское общение с учениками, чувство стиля, меры, юмора, самоиронии сохраняют и развивают гибкость мышления, преданность профессии, не переходящую в ненужную жертвенность.

А увлечения чтением, искусством, рукоделием помогают мне быстрее восстанавливать личностные ресурсы.

Чтобы стать педагогом-профессионалом, считаю, что надо постоянно:

Изучать: достижения педагогической науки, изменения в экономической и политической жизни республиканского и мирового сообщества; опыт педагогов-новаторов.

Думать: занимать позицию в дискуссиях и формировать свое мнение; уметь противостоять неуверенности и сложности; уметь оценивать поступки, привычки (свои и чужие).

Действовать: приниматься за любое дело; нести ответственность; входить в коллектив и вносить свой вклад; уметь организовывать свою работу; уметь увлечь и повести за собой.

Сотрудничать: уметь взаимодействовать с людьми всех возрастов; принимать решения; уметь договориться, улаживать разногласия и конфликты.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; уметь находить новые решения.

Для меня современный учитель – это такой учитель, который не теряется в многофункциональном мире, который может правильно использовать информацию, умеет обработать её и преподнести. Тот, чьи уроки нескучные и насыщенны разнообразными видами деятельности. Этот человек должен быть эрудированным, и готовым принять различные субъективные мнения. Учитель должен быть исследователем и экспериментатором.

Учитель тот, кто ведёт, а не тот, кто рассказывает. Вот таким я представляю современного учителя. И таким я хочу быть.

11.03.2016 13:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!