СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: повышение культурологического уровня педагогического коллектива и формирование организационной культуры образовательного учреждения.
Форма: методические чтения
Первый вопрос я сегодня хотела бы начать с эпиграфа:
слайд 2
Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Н.Н.Вересов
Давайте сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой.
Анализ упражнения:
Так вот сегодня уважаемые коллеги, мы поговорим с Вами о психологическом климате в коллективе, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива в школе: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Создание эмоционального благополучия и сплоченности в коллективе - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».
Упражнение «Я тебе желаю».
А сейчас запишите свои пожелания на листке бумаги и положите их в ларец. Правила таковы: во-первых, письмо не должно быть адресовано конкретному человеку, во-вторых, пожелания должны касаться тематики педсовета.
Слайд 3
Если рассматривать культуру общения как основу организационного пространства педагога, то можно разделить ее на две категории:
Организационная культура – система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений. Формальных и неформальных правил поведения и общения администрации и персонала, их взаимодействие друг с другом и с окружающими, выдержавших испытание временем. (В.Р.Веснин)
Основные функции организационной культуры это формирование имиджа школы, выражение чувства общности всех членов коллектива, усиление вовлеченности в дела школы. Организационная культура также складывается из системы взаимоотношений между членами коллектива, их культуры общения. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Давайте посмотрим ролик о конфликтах. Возможно, вам знакомы такие ситуации.
Ролик «Круг общения. Конфликт между коллегами».- 8 мин
Вывод :Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения, являются: уважение достоинства каждого из окружающих людей, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.
Общение в педагогическом коллективе должно складываться исходя из особенностей нашей профессиональной деятельности. Каждый учитель – это сложившаяся самодостаточная личность и если каждый оценивает себя именно с этой позиции, тогда странным было бы не воспринимать своих коллег с этой же позиции. Культура общения между учителями особенно важна, так как она служит образцом социального поведения для учащихся. А значит, моделирование и контролирование своего поведения и культуры общения с коллегами является важным звеном в реализации воспитательных задач современной школы. Уважение к коллегам, умение слушать и сочувствовать – фундамент организационной культуры. Давайте каждый себя проверит общительный и конфликтный ли он человек.
Тест «Общение. Легки ли вы в общении». – 3 мин
Тест «Конфликтный ли вы человек».-3мин
Часто мы бываем не согласны с услышанным мнением или замечанием, однако не стоит доводить это до состояния конфликтности, т.к. в конечном итоге это отражается на нашем внутреннем состоянии и не позволяет адекватно воспринимать ситуацию и переносится на учеников. Неуважительное отношение к коллеге, неуместные замечания, резкое реагирование на его слова при учениках ни делает чести вам как педагогу. Вы тем самым ставите под сомнение авторитет вашего коллеги перед учениками. Обсуждение с учащимися достоинств или недостатков того или иного учителя вообще непозволительно, необходимо в корне пресекать какое либо обсуждение с учениками. Общение в коллективе наверное стоит строить опираясь на то, что все мы делаем одно общее дело, а значит должны помогать друг другу. Понимать друг друга и по возможности избегать конфликтности.
Упражнение «Хорошее настроение» - 3 мин
Цель упражнения: выражение настроения
Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение.
Устроим выставку наших настроений,
подарите соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…».
Анализ упражнения:
1. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?
2. Основное понятие культуры педагогического общения сводится к общению между учителем и учеником.
Даже опытные учителя часто сталкиваются с проблемой общения с учеником или классом. А.С.Макаренко писал: «Для меня в моей практике, такие пустяки стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, как улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство». В педагогическом взаимодействии с детьми нет мелочей – работает все взгляд, движение глаз, жест и т.п. Потому что мы не просто общаемся, а общаемся профессионально.
Общение с детьми – это постоянное творчество. Сколько микропедагогических ситуаций возникает на уроке – противоречий, конфликтов, проблем, требующих своего непременного решения именно в организации общения с детьми. Сейчас, сию минуту. Вот почему педагогическое общение – это творчество.
3. В основе построения правильного общения с учащимися лежат психологические особенности учащихся и окружающих нас людей.
Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому).
Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Различают несколько видов слушания: активное, пассивное и эмпатическое.
Слайд 4
Активное слушание - вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.
Наиболее продуктивные способы активного слушания –
перефразирование (эхо-техника) - сущность возвратить собеседнику его высказывания, главная цель это уточнение информации. Фразы: «как я вас понял…», «По вашему мнению…».
Резюмирование – помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, при обсуждении проблем, что позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры. Фраза: «Если теперь подытожить сказанное вами, то…».
Развитие идеи – делается попытка вывести из высказывания логическое следствие, позволяет уточнить смысл сказанного, но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки.
Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться. Главное услышать и дослушать ответ собеседника, не игнорировать его точку зрения. Активное слушание может применяться во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу. Когда ему больно, стыдно, страшно. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение.
Бывают ситуации когда ребенок находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае главное дать возможность ребенку расслабиться, успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля. В таких случаях работает прием пассивного слушания.
Слайд 6
Пассивное слушание - умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. При этом действуют «угу-реакции», качание головой, фразы «да-да». Главное не молчать, но и не задавать уточняющих вопросов, не говорить «Успокойся, не волнуйся» - он адекватно не воспринимает вас и думает, что его не понимают.
Слайд 7
Эмпатийное слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания. Эмпатийное слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка. Помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке. Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушаться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становиться причиной коммуникативных барьеров.
Слайд 8
Слайд 9
-Закройте глаза и представьте осенний лес. Откройте глаза и опишите свои представления. А мы с вами просмотрим ролик «Осеннний лес» 6 мин. Когда будете смотреть ролик прислушайтесь к своим ощущениям.
Слайд 10
Если в ответе «увидели желтую листву и т.п.» то вы визуалист, «услышал шуршание опавших листьев» - аудиалист, «я ощущаю дуновение ветра, чувствую прохладу» - кинестетик.
Другой вариант определения системы – дистанция общения. Визуалист держится подальше, т.к. ему необходимо видеть собеседника с головы до ног, аудиалист – на расстоянии вытянутой руки, кинестетик – близко к собеседнику, старается прикоснуться.
Эти психологические аспекты помогут в построении успешного общения.
6. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору.
Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка совместной деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться, безусловно, принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами.
Слайд 11
Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации. Для этого необходимо переключиться с «Ты-высказывания» на «Я-высказывания», т.е. на описание собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации. «Когда я сталкиваюсь с тем, что.», «Я чувствую.», «Я огорчаюсь…». Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживание взрослого.
Слайд 12
Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А.Б.Добрович):
Слайд 12
А теперь все возьмитесь за руки и «Представьте, что после дождя в небе появилась радуга. Представьте, все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – каждый цвет по-своему прекрасен, очень ярок.… Но вместе, объединившись, цвета создают такое чудесное явление природы как радуга. Каждый из нас так же индивидуален как любой из цветов радуги. И мы с вами, взявшись за руки, становимся еще прекраснее, чудеснее как сама Радуга. Объединяясь в единое целое, мы становимся лучше, сильнее… и т.д.».
Анализ упражнения:
1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?
2. Смогли ли вы почувствовать себя частью одного целого?
Продолжение упражнения «Пожелания» Затем ведущий перемешивает листочки, и каждый участник получает чье-то письмо, которое зачитывает в группе и оставляет себе на память. Подводя итог, ведущий предлагает участникам ответить на вопросы: «Трудно ли было написать письмо с пожеланием? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше письмо?»
И закончить первый вопрос я бы хотела таким стихотвореньем:
Как трудно, порою, даётся общение, все право имеют на личную странность. И, если, привычно расходятся мнения,- на сцену должна выходить ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Она дополняет собой понимание, ведёт к расширению границ обозримости. Душевным теплом наполняет сознание. Нам просто, порой, не хватает терпимости.
Я вам желаю толерантности, доброты и творческих успехов в работе.
Решение:
Литература.
© 2016, Ртищева Наталья Викторовна 2114