СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письмо Учителя (продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помню, как со своим всегдашним комсомольским энтузиазмом и воодушевлением взялась я 35 лет назад руководить районным методическим объединением учителей–словесников. И первое, что сделала - предложила уменьшить количество часов на изучение литературы народов СССР. Мол, хватит и простого обзора этой темы, потому что великая русская литература - образец и кладезь всех тем и идей человечества! И никогда не забуду головомойку, устроенную мне моими дорогими звездами… Они сказали мне мало, но веско. И только в последние десятилетия, когда так обострились межэтнические отношения, я до конца поняла мудрость их слов. Только сейчас я осознала, что главное, что мы потеряли за двадцать лет Новой России – это даже не металлургия, не станкостроение, не самолетостроение. Это даже не коллективные хозяйства. Это - мудрость такого строительства межнациональных отношений, когда сотни народов и народностей СССР, исключая, разве, Прибалтику, действительно были братьями. Сейчас, когда выросло целое поколение людей, ориентированных на «себя, любимого», когда махрово цветет в мире индивидуализм, национализм, шовинизм и, как результат, - терроризм, сейчас я хорошо понимаю, почему вдруг и разом исчезли 20 лет назад со страниц учебников литературы имена «Межелайтис», «Думбадзе», «Мусатов». «Гончар», «Низами», « Фирдоуоси», «Айтматов», «Руставели», «Навои», « Иоселиани». Даже Василя Быкова – не сразу, медленно, тихонечко – но не стало! Потому что очень просто оказалось уничтожить промышленность и сельское хозяйство. А погубить дружбу и братство народов, ее населяющих, оказалось сложновато. Упирался народец… Да, это вам не подводные лодки, космические корабли да теплоходы на металл резать! Здесь посложнее, здесь «деликатность» требуется: дьявольские хитрость и осторожность, геббельсовская лживость понадобились, чтобы ввергнуть страну в пучину межнациональной вражды. И явственно звучит сейчас в моей голове сказанное мне тогда старшими учителями: не разруха, не голод, не вражеские нашествия победят Россию. Единственное, что способно уничтожить нашу Родину - это межнациональная вражда. Хорошо, что власти сейчас заговорили о главной составляющей существования моей Родины - о братстве ее народов и всех народов мира. Только вот почему они сменили термин « интернационализм» на модную трескучую «толерантность» - я тоже не знаю. Только очень настораживает меня это слово…. Меня учили, если я хочу быть гражданином, а не «быдлом», вникать в смысл каждого нового термина, предложенного наукой, экономикой или политикой! Вот я и «вникла» с помощью словаря иностранных слов. (Кстати, что-то давно уже он, а не словарь Даля, стал моей настольной книгой. И это тревожно). Сравните, и вы всё поймете : «Толерантность – от «терпение»; терпимость, снисходительность». Вы понимаете: снисходительность! Этак, знаете ли, свысока, терпя (как неразумного ребенка, что ли?), мы должны относиться к другим нациям! А если взять медицинское значение этого слова – тут вовсе задумаешься: «Способность к выработке антител в ответ на антигенное раздражение». Это ж кто кого раздражает и кто, против кого и что должен вырабатывать, господа ученые, предложившие мне воспитывать детей в «духе толерантности»?! Или господа сменили термин, будто сбросив старую обувь? Меня учили интернационализму. И я учила тому же. И мои дорогие Звезды, наша нравственная элита, устроили мне крепкую взбучку именно за самонадеянное юное пренебрежение принципами интернационализма. А интернационализм предполагает не терпение и снисходительность, которые у существа, недостаточно развитого умственно и нравственно, свободно могут перерасти в раздражение и злость! Интернационализм – это « международная солидарность различных рас и наций на основе взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культурных ценностей, знаний и технологий»! Чувствуете разницу? Так кому был неугоден этот принцип сосуществования наций на земле? Дореформенная школа формировала в своих питомцах именно взаимное доверие. И учителя литературы как никто другой успешно осуществляли «взаимопроникновение культурных ценностей» разных народов средствами русского языка и литературы. И они хорошо это делали! Мастерски, решительно - и очень осторожно, деликатно, с глубоким уважением к каждой нации и к тому, что их объединяет: к русскому языку. С любовью говоря об учителях конца прошлого века, я с грустью думаю о моих более молодых коллегах. Они – такие же трудолюбивые пчелки… Я имею основание для этого утверждения, потому что мы вместе прошли испытания всех реформ, в которые ввергало нас любимое государство и в Советском Союзе, и в новой России. Чего только от нас не хотели! А мы изучали, «апробировали», « внедряли» и каким-то образом умудрялись при этом учить. Учили - причем, всех! – и наши дети без всяких репетиторов ( откуда у них деньги-то на эту блажь?) сдавали и выпускные, и приемные экзамены, и поступали в ВУЗы, и числились там в лучших. И удивлялись не раз преподаватели этих ВУЗов, мол, что это за Милютка такая, в которой знания и умение их добывать у выпускников оказывались частенько серьезнее, чем во многих городских школах…. И когда обрушили на наши головы очередное испытание в виде ЕГЭ, мы приняли это абсолютно спокойно: изучили, провели пару-тройку семинаров, поделились своими мыслями да начали работать. И что только не делали создатели КИМов к ЕГА, как только не усложняли,- а наши дети выполняют их хорошо - и все тут! И нет у нас «не перешедших порог ЕГЭ по русскому языку», и, хоть ты тресни, поступает село в ВУЗы, учится там хорошо, становится хорошими специалистами! И ни копейки не получает учитель русского языка за то, что два года каждую неделю проводит часовые консультации! И говорит ему школьное начальство, мол, в премию получишь… А поднимите-ка финансовые отчеты: у русистов и математиков премии эти - самые маленькие. Почему? Оказывается, хорошая сдача ЕГЭ – это наша должностная обязанность! Хорошо продумано. И бессовестно. Стыдно смотреть в ведомость. Трудно же придется сельскому учителю русского языка и литературы…. По новым ФГОСам уменьшается количество часов на его предмет. Как быть ребенку, чьи родители не в состоянии помочь ему освоить предмет? Как быть родителям, которые не могут сделать то, что становится бичом образования: нанять репетитора? Репетиторство стимулирует молодого учителя к порочной практике: не работать так, как советские сельские учителя: когда урок наполнялся до секунды. А зачем? Кому надо – репетитора наймет. А остальные? Их же у нас большинство! Вывод один : сельская школа обречена стать церковно-приходской начальной… Нельзя научить ребенка языку и желанию читать, не работая с ним каждый день! А часы все уменьшают, уменьшают… В 10 классе- два урока русского языка в неделю! А было 4… В 11 – один! А было - три… В 5 – было 7, оставляют 5! Часы забрали на ОБЖ, физкультуру, труды; в 5 -ом классе по ФГОСам забирают один час не обществознание или географию…. Ну так пусть и экзамены по этим стратегически важным предметам сдаются как обязательные! Не может уложиться в моей голове: что, если ребенок будет пусть по пять часов ежедневно изучать предмет с диким названием « Основы безопасности жизнедеятельности», его, по предъявлении аттестата, обойдут террористы, насильники, маньяки? Его пощадит наркомафия, когда он ей поведает об опасности наркосодержащих веществ? А может, все-таки больше поможет ребенку опыт человечества, переданный художественными средствами великой русской литературы? Когда не косным языком программы ОБЖ внушаются мальчику и девочке правила человеческого общежития в условиях жесточайшего духовного кризиса, а вечным Словом Золотого и Серебряного века великой русской литературы…. Когда здоровый психологический климат во взаимоотношениях между детьми создается при их совместном чтении, размышлении, диалоге! В процессе активной совместной деятельности по приобщению к основе человеческой культуре - художественному Слову. Но как это сделать бедному рабу современной образовательной системы – учителю русского языка и литературы?! Вспоминаю совсем недавнее ( по историческим меркам, естественно) прошлое. Л.Н. Толстой - 25-28 часов на изучении! Так мы же за это время каждый листочек великой эпопеи оговаривали, читая постепенно, с интересом, с учительскими комментариями! Я имела время и, следовательно, возможность увлечь каждого ребенка силой гениального Слова! И знали дети текст, и верили Толстому, и учились на ошибках героев! Сейчас -15-16 часов. Ну что я успею?! Это же какой-то эрзац гения… …. Достоевский – было 10 часов, сейчас - 8; Тургенев -12, сейчас - 9 уроков; Некрасов-12, сейчас - 8 часов; Чехов - 12, сейчас - 4 -5 …. А советская литература, воспитательное значение которой бесценно? Да мы плачем, подходя к этому разделу! Дикий галоп имен, названий, содержания! В головах детей - такая же дикая каша! «Шолохов» – я ненавижу эту тему в 11 классе! Потому что мне стыдно перед учениками за то, что я не успеваю самого элементарного, я просто не успеваю даже ответить на вопросы о моем любимом писателе! Потому что у меня нет времени на главное – чтение текста! И так вся литература, понимаете – вся! Не пощадили даже Пушкина… Вы знаете, какие слова я часто слышу от учителей? Горькие до слез: « Уж лучше бы они вообще убрали литературу из школьной программы. Не было бы так стыдно перед учениками…». Я знаю, что сказал бы мне читающий эти строки министр образования. Он сказал бы, что я не умею работать и не владею «инновационными технологиями»…. Да умею я работать…. И сдают мои ученики ЕГЭ по литературе… Только не любят и не хотят дети читать…. Нет, уважаемые господа, и не может быть «инноваций» в классике! Она сама по себе – вечная инновация! Потому что КЛАССИКА! Читать, читать и ещё раз – читать!- художественные произведения нужно на уроках литературы. Страстно, горячо, а не бегом обсуждать проблемы человечества и силу художественного слова…. Какие «инновации» нужны классике кроме неё самой? Формирование гармонического человека, утверждение высоких принципов человеческих взаимоотношений - процесс, сопряженный с преодолением огромных трудностей! Только текст художественного произведения, его звучание на уроке, совместное восприятие тревожащих общество проблем и чувств героев, сила художественного слова писателя способствуют приобретению разносторонних знаний о человеке, о механизме общения и развития личности и характера! Жалкие копейки не хочет дать школе и учителю государство, чтобы воспитать достойного молодого гражданина, воспитанного на лучших образцах русской литературы, а не на бездарных комиксах. Похоже, выгоднее, чтобы этот гражданин был « дурным и здоровым»…. Так ведь не будет он здоровым физически без здоровья духовного, не станет он русским богатырем, если не сформируется его нравственность! Он будет искать ответы на все тягостные вопросы жизни не на страницах Булгакова, Паустовского, Ахматовой, Маяковского, а на донышке бутылки с паленой водкой, с помощью очередной дозы дешевого синтетического наркотика! И что он там найдет? А то, что уже имеем: бандитскую этику, ненависть - неважно, к кому и к чему! – главное - ненависть! А к кому будет она конкретно - так это, мои дорогие, зависит от того, в чьи лапы попадет несчастное существо, которого собственная жизнь «томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…». И что будут теперь делать мои бедные молодые коллеги с наукой «литература», я и предположить не могу. Экзамен по этому предмету тоже собираются сделать обязательным. И это прекрасно! Но опять - именно словесник впрягается в невыносимое ярмо! «Сдать невозможно не сдать». Куда нам лепить эту запятую?! Да нельзя с таким количеством часов «ни знания, умения, навыки» дать ученику, ни помочь ему определить для себя пресловутые «универсальные учебные действия»! …. Вот эти – то мысли и привели меня к состоянию почти депрессивному…. И не знаю, сколько бы еще изливала я лучшему другу и покорному слушателю - компьютеру - свою душу, измученную креативными идеями не менее креативных чиновников от образования, если бы не вчерашняя встреча Президента с деятелями литературы… Полегчало, знаете ли… От того, что я не одна, а есть мои коллеги, лучшие учителя России, которые говорили президенту один в один то, о чем я пишу уже добрый месяц! Пишу, пытаясь ответить, наконец, и ответить прежде всего себе самой, хоть на один из «проклятых вопросов» не только России, но, как оказалось, и образования российского в том числе! И не хочу я уже знать, кому в образовании «жить хорошо», и кто там и в чем « виноват»…. Я хочу знать только одно: что нам-то, словесникам, делать сейчас?! 9 минут в сутки читает россиянин - это данные, сообщенные Президентом! И как мои сельские бедолаги будут сдавать литературу?! Как я подготовлю их к очередному испытанию, если (цитирую слова В.В. Путина!) «креативные инновационные методики и бумажная лавина» элементарно не позволяет «добраться до текстов литературы». Спасибо Вам, Владимир Владимирович! Вы назвали точную причину происходящего в современном литературном образовании: « Музам служим, а с головой не дружим…». И Вы очень обнадежили меня словами, которые и были главной целью моих размышлений. Словами о том, что представители « креативного класса» виновны в « несуразности школьных программ». Что малое количество отведенного программами учебного времен ведет «к некачественному преподаванию литературы». Что следствием этого является « падение общей культуры, смещение нравственных ориентиров» в обществе. Что « благодаря глубокому изучению русского языка и литературы будет повышаться уровень нравственности». Что «русский язык имеет государственное значение, играет объединяющую роль», является « фактором идеологического влияния России в мире»! Я очень надеюсь, что после таких слов Президента последуют действия, отменяющие принцип «с кистенем по первопутку» в образовательном пространстве России и, прежде всего, в сельских школах. Крепко надеюсь ещё и потому, что впервые за долгие годы я испытала, наконец, совсем недавно чувство гордости за мою Россию! Моя родина смогла, наконец, сказать США своё «Нет» так твердо и решительно, что были спасены тысячи человеческих жизней в Сирии. Когда-то мы не смогли, или не захотели, защитить нашу сестру по крови, страдалицу Сербию. Спасение Сирии вернуло миллионам и миллионам надежду и веру в Россию как оплот справедливости! Так неужели мы не сможем спасти оплот нашей государственности – родную речь и великую русскую литературу? … Нет, не наступает предполагаемый мною конец света. И не наступит. Потому что есть еще - и в нашем районе точно есть! - мои бабушки в беленьких платочках! И пусть они не похожи на тех, что были 20-30 лет назад, и не носят уже они платочков, а ходят в красивых шубках и модных шляпках. Но души их так же чисты, и всё до капельки подобрали они у русских святых старушек в белых платочках, не канонизированных, но святых, потому что прожили они свои жизни «ради братий своих»! И мои коллеги тоже жили и живут ради чужих детей. Ради добра и знаний. Ради всего мира – и ради своего соседа. Ради своей России – и родного хуторка. Ради человечества – и ради каждого его ребенка! Всё до капельки отдали они нашему району. Свою молодость. Свою зрелость. Свои знания. Свою энергию. Только прожив на Земле много лет, ты начинаешь понимать абсолютную материальность каждого из этих слов. Только отдав всё это своей земле и ее людям, ты можешь осознать спокойствие и величие слов А.А. Ахматовой о родной земле: « … и ложимся в нее, и становимся ею, потому и зовем так спокойно – своею!» Да, не горят рукописи. И тем более не горят рукописи собственных судеб, написанные удивительными женщинами. Учителя русского языка и литературы Милютинского района 70-80 лет 20 века – фундамент нашей жизни, на котором держится интеллект и нравственность народа, и, прежде всего, – нового поколения Милютинских учителей. Теплый свет этих лучистых звезд на небосклоне образования нашего района много лет освещает и согревает мою жизнь. Пока есть такие учителя, как героини моих размышлений – бессмертна наша Родина. 25.11.13
Категория: Русский язык
20.08.2016 03:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!