СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Писатели и… физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура в жизни писателей – довольно любопытная тема.

*

Байрон. Рисунок А. С. Пушкина. 1835 год

В самую минуту рождения нога его была повреждена, и Байрон остался хромым на всю жизнь. Александр Сергеевич Пушкин в очерке «О Байроне и о предметах важных» писал: «Физический сей недостаток оскорблял его самолюбие. Ничто не могло сравниться с его бешенством, когда однажды мистрис Байрон выбранила его хромым мальчишкою. Он, будучи собою красавец, воображал себя уродом и дичился общества людей, мало ему знакомых, опасаясь их насмешливого взгляда. Самый сей недостаток усиливал в нём желание отличиться во всех упражнениях, требующих силы физической и проворства».

Молодой Джордж стремился смелостью и силой компенси­ровать свой природный недостаток. «В классах он был из послед­них учеников – и более отличался в играх, – читаем мы у Пушкина. – По свидетельству его товарищей, он был резвый, вспыльчивый… всегда готовый подраться».

А не физическое ли самосовершенствование привело его к поэзии? Джордж больше всего любил плавать и нырять и дос­тиг в этом несомненных успехов. Учась в Кембриджском Тринити-колледже, нырял на глубину пять метров и доставал со дна крошечные монеты. На дне реки находился ствол полусгнивше­го дерева, за который поэт цеплялся, будучи под водой. «Как это дерево попало в подводное царство?» – удивлялся он, и увиденное рождало неожиданные образы…

И прежде чем Байрон достиг славы поэта, он прославился как пловец. Где бы он ни жил, послеобеденное время посвящал тренировкам – плавал, играл, брал у товарищей разные предметы, бросал их в воду и доставал со дна.

Под наблюдением Джона Джексона, чемпиона Великобри­тании по боксу, несовершеннолетний лорд Байрон переплыл Темзу.

В своём замке Ньюстэде поэт устроил подземный бассейн, чтобы в любую погоду плавать. Без устали упражнялся на вод­ных дорожках, созданных в монастырских погребах.

Байрон тщательно следил за своим весом, мало ел, никогда не пил пива. В дневнике поэта читаем: «Моя грудь, руки, дыхание – всё в очень хорошем состоянии. Я не ожирел…»

22 января 1809 года, в день своего совершеннолетия, Байрон зажарил для друзей быка, а сам съел за вечер одно яйцо, лом­тик бекона и выпил бутылку эля…

В дневнике поэт пишет: «Плаваю весьма сносно, на коне езжу, хоть и не как кавалерист (в восемнадцать лет сломал себе ребро), но неплохо фехтую, особенно шотландским палашом. К тому же удачно боксирую, особенно когда удаётся совладать со своим темпераментом: мне удавалось побеждать Пэрлинга и Джексона в спарринг-боях в 1806 году».

О Джексоне уже упоминалось выше – живая легенда бри­танского бокса. Джорджу, чтобы победить, нужно было немало тренироваться. 17 марта 1814 года он пишет: «Сегодня начинаю подготовку к бою с Джексоном, собираюсь возобновить знакомство с боксом. Упражнения требуют высшего напряжения. Шпага и палаш никогда меня так не утомляли…»

В 1810 году Байрон жил в монастыре капуцинов в Афинах, рядом с Акрополем и храмом Юпитера. Он научил монахов боксу и устраивал соревнования между католиками и православными. Из-за разницы в мастерском классе сам он с монахами не боксировал.

«Плаваю весьма сносно», – писал поэт в дневнике, явно скром­ничая. А ведь он совершит спортивный подвиг. В 1810 году во время путешествия по Средиземному морю он задумает переплыть пролив, разделяющий Азию и Европу, – знаменитые Дар­данеллы, которые древние греки называли Геллеспонтом. Этот пролив неширокий (от 1,3 до 18 километров), но славится быст­рым и коварным течением.

Дважды пытался он преодолеть Дарданеллы. Первая попытка кончилась неудачей. Только через сутки поэт продержался на воде больше часа. В дневнике читаем запись от 6 мая 1810 года: «Мы переплыли пролив, войдя в воду значительно выше европей­ского форта, и вышли на другой берег ниже азиатского… Всё расстояние от того места, где мы бросились в воду, до места, где мы вышли на другой берег, включая и пространство, на которое мы были отнесены течением, определялось офицерами фрегата более нежели в 4 английские мили, хотя действительная ширина пролива составляет всего одну милю… Вода была очень холодная вследствие таяния горных снегов… Мы не устали, но немного озябли; я исполнил это без особого затруднения».

Много ли это – 4 мили вплавь? Ока­зывается, немало, ибо одна морская миля равна 1,853 км, следовательно, расстояние, преодолённое Байроном в холодной воде, приблизительно 7,412 км.

Вспомним любовное признание поэта – страстного пловца – к морю из «Паломничества Чайльд Га­рольда»:

Я мальчиком ещё с тобой сдружился,

Любил волне отдаться, чтоб она

Несла меня… С прибоем я резвился:

Когда ж пред близкой бурею волна

Вдруг пенилась, бурлива и темна, –

То хоть тревога в сердце проникала,

Она была всё ж прелести полна…

И, как ребёнка, ты меня качало,

И гриву волн твоих рука моя ласкала.

А вот автобиографическое:

Чрез Геллеспонт, поток огромный

(Всем девам дорог тот рассказ),

Во мгле декабрьской ночи тёмной

Леандр отважный плыл не раз.

Он всё забыл – в мечтах лишь Геро;

Холодный вал в ночной тиши

Вокруг плескал… Клянусь Венерой,

Мне жаль влюблённых от души!

Я, жалкий выродок, в дни мая

Рискнул на пробу слабых сил –

И, мокрый, члены разминая,

Уж мню, что подвиг совершил.

Коль верить мифу, точно были,

Бог знает, что в душе тая,

Он к милой плыл; мы оба плыли,

Он для любви, – для славы я.

Но боги портят смертным славу:

Обоим вреден был порыв;

Он труд утратил, я – забаву,

Он утонул, а я – чуть жив.

Вспомним историю из греческой мифологии о девятнадцатилетнем юноше из Абидоса – прославленном атлете, непобедимом в борьбе, беге, плавании, метании диска и стрельбе из лука Леандре и о шестнадцатилетней Геро из Сетоса – младшей жрице богини Афродиты. Полюбившие друг друга на стадионе во время соревнований юноша и девушка могли видеться только тайно по ночам. При этом Леандр переплывал Геллеспонт, чтобы встретиться с возлюбленной. Геро зажигала на башне в Сетосе огонь, и Леандр плыл по тёмному морю, ориентируясь на пламя маяка. Однажды огонь погас, и Леандр, заблудившись в тумане, погиб. Когда утром Геро уви­дела прибитый волнами труп любимого, она в отчаянии броси­лась в море…

Сколько самоиронии в стихотворении Байрона!

*

Я молод, но кипят на сердце звуки.

И Байрона достигнуть я 6 хотел…

Так писал шестнадцатилетний М. Ю. Лермонтов. Что значит «Байрона достигнуть я б хотел»? Вероятно, и поэтической славы, и славы героя. А может быть, и спортивной славы? Перечислим некоторые факты.

Байрон страстно любил английский бокс. Лермонтов знал толк в русском кулачном бое. Об этом вспоминает его троюродный брат Шан-Гирей. А Пётр Шугаев, один из исследователей и творчества поэта, сообщал такой факт на основе записей воспоминаний тархановских старожилов: «Михаил Юрьевич любил устраивать кулачные бои… и победителей щедро оделял сладкими пряниками, что главным образом и послужило темой для «Песни про купца Калашникова», в которой он блестяще показал кулачные бои на льду Москвы-реки…»

Любил поэт и другие виды спорта, кои Байрону и не снились. Например, коньки. Сохранилось много документов, подтверждающих, что Лермонтов был и прекрасным наездником – это, кстати, однажды спасло ему жизнь, когда трое черкесов гнались за ним, но он ускользнул от них на своём карабахском коне (и кого обхитрил – трёх джигитов, которые учатся сидеть на лошади раньше, чем ходить!).

Постиг Лермонтов и искусство фехтования. Это гарантировало ему безопасность во время дуэли с французом де Барантом. (Кстати, дуэль проходила на той самой Чёрной речке, которая связана с трагедией А. С. Пушкина.)

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказзывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…» – так описывал Лермонтов Печорина. Уж не с себя ли списывал внешность, телосложение? Александр Меринский в своих мемуарах пишет: «Лермонтов был довольно силён, в особенности имел большую силу в руках, и любил состязаться в том с юнкером Карачинским, который известен был по всей школе как замечательный силач – он гнул шомпола и делал узлы, как из верёвок».

*

«Физическая организация мо­лодого Пушкина, крепкая, мус­кулистая и гибкая, была развита гимнастическими упражнениями», – читаем мы у П. Анненкова, пер­вого биографа поэта. Из воспо­минаний об Александре Сергее­виче, из его переписки узнаём, что он, увлекаясь боксом, был спар­ринг-партнёром у князя Вяземс­кого; подражая Байрону, купался в ледяной Сóроти, принимал ван­ны со льдом; устроил тир в Ми­хайловском погребе и тренировал­ся в стрельбе из пистолета, вы­пуская до ста зарядов в утро; обожал верховую езду и был не­утомимым ходоком. Кстати, всё это имеет отражение в творче­стве поэта. Только обладая завидной физической силой, Пуш­кин написал столько, сколько хватило бы на союз писателей.

*

Можно долго говорить о роли физической культуры в жизни Льва Николаевича Толстого. Дневники и воспоминания о нём дают богатей­ший материал. Бег, плаванье, коньки, гимнастика на турнике, брусьях, канате, гиревый спорт, пешие походы, велоспорт и вер­ховая езда – вот небольшой перечень забав «матёрого челове­чища». И так всю жизнь. Он, семидесятилетний, принёс в Ха­мовники две гири, которые купил, чтобы ежедневно трениро­ваться. В 1898 году Софья Андреевна пишет в дневнике: «Он очень занят развитием мускулов, делает гимнастику с гирями…» И кому, как не Л. Н. Толстому, писать о спорте в своих произ­ведениях. Вспомним чудное описание катания на катке Зоосада в «Анне Карениной». А Левин, любимый толстовский герой романа, как он катается на коньках, как занят своим физическим совершенствованием на гимнастических снарядах! А верхо­вая езда! Из всех спортивных увлечений Льва Николаевича страсть к ней нашла наиболее яркое и полное воплощение в произведениях…

*

Продолжить ряд писателей-физкультурников можно и да­лее. Это и Куприн, и Чехов, и Конан Дойл, и Гиляровский, и Хемингуэй. Материал об этом можно найти в великолеп­ной книге Анатолия Юсина «Душой исполненный полёт…» (М., 1988).

Источник: Литвин В. Писатели и… физкультура // Литература. 2000. – № 1. – С. 14–15.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Здоровье. Медицина

https://multiurok.ru/blog/zdorove-meditsina.html

Не уроком единым… (1)

https://multiurok.ru/blog/nie-urokom-iedinym-1.html

Категория: Литература
22.06.2017 22:14


© 2017 778

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!