СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Все для фронта, все для победы!» — под этим лозунгом проходила в годы войны жизнь советского искусства. Порой в нестерпимо тяжелых условиях — в тылу врага, в осажденных городах, на фронте — всюду вместе со своим народом трудились советские художники, стремясь своим творчеством приблизить победу над врагом.
В первые годы войны художники часто использовали образ матери, взывающей к отмщению, поднимающей на борьбу. Естественно, что на первом месте стояли наиболее массовые и пропагандистские виды искусства — плакат, политическая карикатура, газетный рисунок, листовка. Можно с уверенностью сказать, что не было художника, будь то живописец, или скульптор, график или оформитель, который не работал бы в одном из этих жанров.
Особенно обращает на себя внимание плакат. Он хранит эмоциональный настрой своего времени, пожалуй больше, чем какой-либо иной печатный материал, отражая все этапы борьбы с фашистскими захватчиками, показывая единство фронта и тыла.
Только в течение семи первых дней войны было выпущено массовыми тиражами пять плакатов, а в издательствах подготавливались к печати еще свыше пятидесяти плакатных листов. Самый первый из них появился на улицах Москвы 24 июня 1941 года. Это был плакат Кукрыниксов. Боец Красной Армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Договора о ненападении между СССР и Германией. Строк документа не разобрать. Зато четко и уверенно звучит каждое слово призыва: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Спустя неделю после начала войны появился едва ли не самый знаменитый плакат в мире — «Родина-Мать зовет!» И. М. Тоидзе. Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза стоящему перед плакатом. Это мать, зовущая своих сыновей в суровую годину на подвиг, на смертный бой с врагом.
Очень популярен был плакат В. Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», который впервые появился на страницах газеты «Правда» 5 августа 1942 года. На нем изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.
Без плаката нельзя представить себе города и села времен Великой Отечественной войны. Они были повсюду — на стенах домов, на заводах, вокзалах, в крестьянских избах, на перекрестках фронтовых дорог.
Художники понимали, что от их работы зависит боевой дух народа!
После перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката. Дороги войны, медленные, хранящие следы отступления, где на каждом шагу подстерегала смерть, остались позади. Стремительные дороги наступления, радостные дороги возвращения и встреч становятся главной темой. Уверенность в том, что враг будет разбит и уничтожен в своей берлоге, рождает веселый юмор, общий оптимистичный тон многих плакатов. Так, Л. А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» создает образ героя, близкий Василию Теркину. Плакат с фигурой солдата, переобувающего сапоги, и словами: «Дойдем до Берлина!» увидели на всех фронтах, он облетел всю страну.
Вся гигантская агит-индустрия военного времени работала, как хорошо отлаженный механизм.
Убедительность плаката и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики.
Пожалуй, нигде в мире в военные годы в жанре политического плаката не работал столь широкий круг самых крупных мастеров своего времени: Д. Моор, В. Дени, А. Дейнека, Кукрыниксы, Д. Шмаринов, Г. Верейский, С. Герасимов, Б. Иогансон и многие другие.
Советский политический плакат в годы войны вырос в большое, действенное, замечательное искусство, близкое народу и любимое им. Он сохранил для нас частицу истории, частицу духовного подвига народа — победителя. Плакат справился со своей задачей — помог народу не потерять веры в свои силы, в грядущую победу. И сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.
© 2017, Черткова Анастасия Владимировна 469