СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плакаты Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая Отечественная Война заставила перестроить на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди одевали военную форму и уходили на фронт. Заводы начинали выпускать оружие и снаряды. Артисты и композиторы, кинематографисты и художники перестроились на военный лад, так как в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам.

Плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, он был обращён к миллионам граждан для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали в последствие классикой советского искусства.

Уже 22 июня 1941 года творческий коллектив художников, впоследствии известный под названием «Кукрыниксы» (псевдоним состоит из первых слогов фамилий: Куприянов, Крылов, Соколов) создали эскиз первого плаката периода Великой Отечественной Войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» В первом варианте плаката штык красноармейца пронзал руку Гитлера. Однако 24 июня 1941 года он появился на улицах Москвы и был напечатан в газете «Правда» с несколько иным сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.

В числе плакатных листов Июня 1941-го была работа Алексея Алексеевича Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Сюжет плаката и его художественное решение напоминают плакат Кукрыниксов. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. В условиях военного времени были важны сроки воспроизведения плакатов, поэтому художник был вынужден ограничить палитру красок при создании этого плаката.

К одним из первых плакатов Великой Отечественной Войны можно отнести плакат «За Родину, За Честь, За Свободу!». Накануне великой отечественной войны художник постановщик киностудии «Мосфильм» Виктор Семёнович Иванов создал плакатный лист, посвященный Красной Армии. На нем были изображены на фоне развивающегося Красного Знамени поднявшиеся в атаку бойцы, наступающие танки, проносящиеся по небу самолеты. Судьба этого последнего предвоенного плаката получила необычное продолжение. Плакат «догнал» автора на пути к фронту. На одной из железнодорожных станций Виктор Семёнович Иванов увидел свой рисунок, но текст на нем был уже другим.

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» - автор Ираклий Моисеевич Тоидзе.

Аллегорическая женская фигура на фоне штыков держит в руках текст военной присяги. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины. Интересна история создания этого плаката. Тамара, жена художника, подтолкнула автора на создание собирательного образа матери, которой выпала участь провожать своих сыновей на войну. Призыв защитить Родину - мать, выражен характерным жестом руки, присущим грузинским женщинам. Плакат был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.

10 июля 1941 года началось стремительное наступление фашистских войск на Ленинград. Летом 1941 года ленинградским художником Владимиром Александровичем Серовым был создан плакат «Наше дело правое - победа будет за нами». Этот плакат не только вёл в бой Защитников Ленинграда, но помогал мобилизации жителей для участия в обороне города.

В это тяжёлое время художниками Владиславом и Зоей Правдиными создаётся плакат "Молодежь, в бой за Родину!". На этом плакате изображён боец, призывающий мобилизованных новобранцев на защиту Отечества. Летом 1941 года агитационные плакаты посылались на фронты войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение гитлеровцев. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат – делает предательское дело».

Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы Виктора Борисовича Корецкого. При их создании использовалась специальная режиссерская съемка с использованием фотографии. Многие работы Корецкого выполнены методом фотомонтажа. Призывом к мщению звучал его плакат «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 году. Не было ни одного бойца, которого бы не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал действительно клятвой каждого бойца.

К числу наиболее известных плакатов Виктора Борисовича Корецкого относится плакат: «Партизаны! Бейте врага без пощады!». Партизанские отряды народных мстителей, или, как их называли фашисты, "черных призраков", пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали электростанции и склады с боеприпасами, уничтожали предателей. Они вместе с бойцами Красной Армии в тылу врага ковали победу над фашистскими захватчиками. По этому многие художники — плакатисты не оставили без внимания тему партизанского движения.

Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Старейший плакатист, блестяще владеющий оружием сатиры, Дмитрий Стахиевич Моор, использовал композицию плаката периода Гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом: «Ты чем помог фронту?». Актуальность и действенность плаката была так высока, что его перепечатали в других городах страны с переводом лозунга на языки народов СССР.

Один из самых известных плакатов тыловой тематики - "Не болтай! Будь на чеку" принадлежит московской художнице Нины Николаевны Ватолиной, созданный в 1941 году. Позировала для плаката соседка художницы, мать солдата-фронтовика, текст к плакату написал С.Маршак. Этот плакат, пережив свое время, обрел вторую жизнь в наши дни.

После перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката.

Плакаты 1944-1945 годов насквозь пропитаны воодушевлением. Позади остался Сталинград, врага без остановки гнали все дальше и дальше на Запад, поэтому в плакатах появилось нечто радостное, помпезное.

Автором плаката «Не унесут фашистов ноги, добью врага в его берлоге!» является Виктор Борисович Корецкий. На плакате изображён красноармеец, лихо закручивающий усы. Солдат бывалый и весёлый, стоит на одной из центральных улиц Берлина, призывая скорее закончить войну. Плакат был выпущен тиражом 75000 экземпляров.

Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стендах появилось новые плакаты, главной идеей которых стало торжество духа и силы народа, одолевшего фашизм. Ко Дню Победы 1945 года был выпущен известный плакат «Слава воину-победителю!», автором которого был Виктор Семёнович Климашин.

Советский военный плакат всегда отвечал своему назначению:

он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и

достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.

Поэтому плакаты военного времени являются не только оригинальными

художественными произведениями, но и подлинно историческими

документами.

Категория: ИЗО
05.04.2016 20:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!