СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию учителя-логопеда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приемами мнемотехники».

 

Актуальность темы

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютора. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико- грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной.

У детей с ОНР мы видим множество проблем.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

-Бедность речи.

- Употребление нелитературных слов и предложений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулирлвать громкость голоса и темпа речи и.т. д.

- Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать оразличных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание  предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

 Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду запомнить. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться  с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается наладить контакт с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приемов мнемотехники, способствует увеличению объема памяти. Все это достигается путем образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приемов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными образами, с сильными ощущениями. Приемы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Мнемотехнику в педагогике называют по – разному: сенсорно- графические схемы, предметно –схематические модели, блоками – квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Цель – применение приемов мнемотехники при развитии связной речи у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях

                                        Задачи:

- Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.

- Развивать память (тренинг по разным приемам запоминания);

- Учить расширять высказывания описательного характера.

- Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках ( в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).

- Уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

- Развивать логику;

- Развивать образное мышление;

- Уметь связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- Развивать смекалку, тренировать внимание;

- Разработать дидактический материал по развитию связной речи, занятия, мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы.

- Разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления дошкольников.

Источники самообразования – СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная), Интернет, медиа информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы повышения квалификации.

                       Формы самообразования:

- индивидуальная - через индивидуальный план;

- групповая - через участие в деятельности районного методобъединения воспитателей, а так же через участие в жизни ДОУ и через сетевое взаимодействие с логопедами посредством Интернета.

 

 

 

 

1. Изучение научно – профессиональной и  учебно – методической литературы.

Что изучить

Литература(Интернет- ресурсы)

Сроки

Разработка календарно- тематических планов по логопедии и рабочих программ

Филичева Т.Б. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР., журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду»

Сентябрь 2014

Разработка конспектов занятий по связной речи

журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду», логопедические порталы Интернета, кн. Чохонилидзе Т. А. «Учимся составлять рассказ», «Развитие связной речи у 6 летних детей» Гомзяк О.С.

В течение года

Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для детей с применением мнемотехники

журналы «Логопед», «Логопедия в детском саду», логопедические порталы Интернета

В течение года

Пути преодоления ОНР у дошкольников

«Преодоление ОНР у детей дошкольников под редакцией Волович

В течение года

Как знакомить детей с художественной литературой

«Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» Бобкова Т. И., Красносельская В. Б.

В течение года

 

 

2.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

№ п.п

                            Мероприятия

Сроки

1.

Участие в семинарах, конференциях, мастер классах

В течение года

2.

Публикация статей в методических и районных изданиях

В течение года

3.

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку

В течение года

 

 

 

 

3. Участие в системе методической работы.

№ п.п.

                               Мероприятия

Сроки

1.

Проведение открытых занятий в рамках работы

В течение года

2.

Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения по логопедии на специальных порталах Интернета

В течение года

3.

Ведение мониторинга уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников с ОНР

Сентябрь

май

4.

Проведение мероприятий. Мастер- классов для воспитателей ДОУ по применению мнемотехники:

- семинар – практикум «Моделирование связной речи у детей с ОНР приемами мнемотехники (мнемодорожки при заучивании стихов).

- семинар – практикум «Составление рассказа по картинке» (с применением мнемотаблиц).

 

 

В течение года

Ноябрь

2014г

 

 

Январь

2015г

 

 

                                                                                                                                     

 

 

 

                                                                                                    Утверждаю заведующая

МКДОУ «Детский сад »№1 «Солнышко»

                                                                                                               Попова И.В.___________

 

 

 

 

 

 

 

 

                    План по самообразованию

                    учителя – логопеда  Мухамадеевой Г.Г.

                                         на 2014- 2015 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

МКДОУ «Детский сад» № 1 «Солнышко»».

 

 

 

Категория: Логопедия
09.01.2015 18:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!