СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема самообразования:
«Развитие творческого потенциала учащихся младших классов на уроках и во внеурочное время».
Ни для кого не секрет, что общество ставит перед современным учеником большие приоритетные задачи, тем самым готовит к будущей жизни. Каждый день дети совершают большое количество дел: играют, рисуют, поют, читают. И каждая деятельность, выполненная детьми – это задача, которая для одних трудная, а для других лёгкая. Большие приоритетные задачи требуют поиска новых путей решения и достижения результатов, а значит и творческого подхода. А творчество подразумевает особый склад ума, умение глубоко анализировать и синтезировать, находить связи и зависимости. Обществу в наше время требуются креативно мыслящие личности с активной жизненной позицией, которые способны логически мыслить, быстро действовать и к тому же подходить к решению поставленных задач творчески. Образование не стоит на месте: меняются учебники, стандарты, приоритеты. В 21-ом тысячелетии особый акцент в системе образования сделан на внедрение в обучение федеральных государственных стандартов второго поколения. Они подразумевают воспитание личности с творческим нестереотипным мышлением и развитым воображением, личности, которая будет способна на быстрое усвоение знаний, умений и навыков и применение этих знаний на практике не по шаблону, а при самостоятельном творческом подходе.
Конечно, развитие творческих способностей интересовало многих ученых и педагогов прошлого тысячелетия, но данная проблема на наш взгляд остается актуальной и в наше время. Творческие способности лежат в основе познавательных процессов, ведь ребенок, применяя творчество в своей работе, идет не по готовому образцу, а пропускает знания через себя. Самым благоприятным возрастом, с психологической точки зрения, для развития творческих способностей считается младший школьный возраст, так как дети в этом возрасте более восприимчивы к познанию окружающего мира. Младшие школьники очень любознательны, творческое воображение у них развито хорошо. Взрослые стараются вовлечь детей в любую познавательную творческую деятельность, которая способствует расширению детского опыта. А, как известно, опыт - это необходимая составляющая будущей творческой деятельности.
Развитие личности, ее твoрческой инициативности, должно лежать в основе современного педагогического процесса. Результативное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств организации развивающей срeды, которaя содействовала бы развитию творческих способностей детей.
Воспитание творчески инициативной личности школьника является одной из главных задач современной педагогической науки и практики. Благополучное решение этой задачи имеет немалое значение, как для общества, так и для самой личности. В настоящее время многие ученые личности заинтересованы проблемой развития творческих особенностей детей: философы, педагоги, психологи, лингвисты. Причиной тому является то, что большинство из системы образования занимаются по традиционным программам обучения, когда учитель даёт готовый результат, в результате чего со временем у детей пропадает интерес творить, так как изложенный материал становится легко доступным и к нему не нужно прикладывать большие усилия. Стандартные подходы в образовании, скрепленные строгими рамками, лишают учащихся возможности выходить на просторы познавательной деятельности. Современные системы образования предполагают постановку перед учащимися проблемные ситуации, которые требуют поиска путей ее решения. Вот здесь то и в большинстве случаев помогает творчество. Но заложенные основы развития личности в современных программах не полностью используются учителями младшего звена. Все вышесказанное говорит о том, что развитию творческих способностей уделяется недостаточное количество времени в системе образовательных учреждений.
Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время интерес психологов, педагогов и родителей воспитанников направлены на формирование личности с креативно-творческим мышлением, и поэтому необходимо искать пути развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Для того, чтобы развивать творческий потенциал у детей, необходима особая организация деятельности учителя.
Цели: 1) повышение качества учебного процесса;
2)обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся.
3)изучение особенностей и возможностей развития и активизации творческого воображения детей в урочной и внеурочной деятельности
Задачи: 1) развивать творческий потенциал обучающихся и создавать необходимые условия для развития их творческих способностей;
2)разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;
3)определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе урочной деятельности и занятий декоративно – прикладным творчеством.
Ожидаемые результаты:
развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, воспитания творческой личности в целом.
Направления самообразования:
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Сроки реализации |
Профессиональное |
1.Изучить нормативные документы федеральных министерств и ведомств по вопросам организации обучения в начальной школе. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Москва «Просвещение» 2010. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (Письмо МО РФ от 19 ноября 1998 № 1561/14-15). Стандарты второго поколения. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2010. Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвещение» 2010 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей. 4.Успешно пройти аттестацию. |
2014-2016 Регулярно 2015; 2018 2016 |
Психолого-педагогические |
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
Регулярно |
Методические |
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО учителей начальных классов. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ. -Выставка работ из природного материала -Конкурсы рисунков (школьные и районные, дистанционные) 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки и открытые занятия кружка для коллег, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района. 10. Продолжать работу кружка «Умелые ручки» |
регулярно регулярно ежегодно по плану ежегодно ежегодно регулярно регулярно ежегодно |
Информационно-технологические технологии |
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. |
регулярно |
Охрана здоровья |
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Изучить литературу по теме “Здоровый образ жизни”. 3.Баль Л.В., Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М., 2003 |
регулярно регулярно |
© 2016, Татарчинская Зоя Николаевна 406