СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Был у меня в классе "трудный" ученик с очень плохим поведением. Как-то вызываю в школу его родителей. Как начать беседу? Что им сказать? Столько всяких проблем с их сыном! Задаю им вопрос: "Пожалуйста, подумайте и сформулируйте, какая у вас главная проблема с вашим сыном". Родители ученика подумали и ответили: "Поведение! Он ужасно себя ведёт, грубит, ни во что нас не ставит, не слушается".
А на следующий день я сделала небольшое открытие. Я подозвала к себе того ученика и наедине спросила его: "Какая у тебя основная проблема с родителями? Назови, пожалуйста, только одну, но главную". Ученик сразу же ответил: "Они меня никогда не слушают. Сидим за столом вместе — они даже мнения моего никогда не спросят".
Меня ошеломил этот ответ ученика. Так что же получается? Кто виноват в плохом поведении мальчика? Теперь я уже вовсе не была уверена, что сам мальчик.
Плохое поведение детей: что сообщает взрослым?
Как учитель я стала часто пользоваться этим простым приёмом работы с "проблемными" детьми. Вот какие ответы разных сторон — родителей и детей — я получила на свой вопрос: "Какая у вас главная проблема во взаимоотношениях?".
Родители |
Сын, дочь |
Он грубит нам, кричит на нас. Он — злой и агрессивный |
Они меня за человека не считают. Я для них — никто! |
Она нас не слушается. Ничего не хочет делать |
Они меня не понимают. Только всё воспитывают, да ругают, а по-человечески поговорить не могут |
Главная проблема — безобразное поведение! Даже перед людьми стыдно из-за него! |
Они меня как будто не замечают — что я есть дома, что нет! Они всегда заняты своими делами. Для них их дела важнее меня |
Ни один ребёнок изначально не хочет быть плохим и "трудным". Ни один ребёнок не делает сознательного выбора стать "проблемным", чтобы "помотать нервы" родителям и педагогам.
Психологи считают, что, когда дети ведут себя плохо, они таким поведением передают взрослым какие-то важные сообщения, которые не в состоянии выразить словами и не умеют передать по-другому. Эти сообщения детей взрослым могут быть разными. Вот некоторые из них.
— "Мне так не хватает вашего внимания! Мне так без него плохо!"
— "Такое поведение позволяет мне получить то, что я хочу: внимание взрослых, одобрение и даже восхищение товарищей, наказание учителей и родителей. А ещё свободу от выполнения того, что я делать не хочу (уроков, контрольной), и удовлетворения собой — я смелый! Я никого и ничего не боюсь!"
— "Если я — не хулиган, то я — никто. А я не хочу быть никем. Лучше быть хулиганом, чем безликим никем. Я больше ничего не умею делать так хорошо, как хулиганить и плохо себя вести. В этом я — лучше всех, и за это меня все замечают. Я очень хочу хотя бы в чём-то быть лучше всех. Так я ощущаю свою значимость, уникальность и важность".
— "Я не уверен в себе. Мне страшно!"
Нам, взрослым, трудно, неудобно и энергозатратно, если дети знают, что у них есть права. А дети — вернее, самые активные, а ещё самые чувствительные и эмоциональные — своим плохим поведением борются за свои права. Борются интуитивно, не осознавая этого. Они просто не знают, как можно ещё отстаивать свои права и получить их по-другому.
© 2017, Левченко Галина Вениаминовна 281