СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Древняя мудрость гласит: «Всё – лекарство и всё – яд. Разница в дозе». За последнее столетие человечеством создано множество уникальных вещей, но сам человек остается уникален тем, что любое изобретение, сотворенное величайшими умами, способен употребить на добро или зло (например, расщепленный атом может нести свет и тепло в наши дома или же смерть от разрыва бомбы). Проблемы, которые мы наблюдаем в наши дни, как правило, являются последствиями желаемого нами развития, начиная с растущего благосостояния, большого количества свободного времени, высокой мобильности и многого другого.
Наши дети растут вместе с этим и подвергаются опасности стать жертвами негативных последствий этого развития. Конечно, родители хотят для детей лучшего, но только представление о том, что же является лучшим, в течение времени изменилось. Изменилась среда обитания, отношения в обществе, в семьях, но в конечном итоге в первую очередь для воспитания детей важно, как мы сами взаимодействуем с этим миром и жизненными издержками. Педагог Андреас Флитнер писал так: «Сегодня почти неминуемо ребенок слышит: улица опасна, работы у папы с мамой слишком много, деньги управляют миром, люди часто злы друг к другу, сообщения о войнах и убийствах слышны каждый день. Этому можно научиться и без воспитания. Но с нашей помощью ребенок может научиться многому другому: мир может быть понимающим, работа может приносить радость, есть люди, которые желают мне добра и которых я люблю, я кое-что могу сам, и это доставляет радость другим…»
Все родители хотят выпустить в большую жизнь физически и душевно здоровых детей. Это заставляет обдумывать свою жизненную позицию. Необходимо обдумать и собственное отношение к пристрастиям, ведь гораздо большее влияние на ребенка оказывает то, как живут взрослые, нежели то, что они говорят. Так, например, тот, кто курит, не может запретить курение. Каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к воспитанию, знает о растущей проблеме злоупотребления наркотиками и задавался вопросом: «Как защитить детей от этой угрозы?» Негативный опыт показывает, что путем угроз и разъяснений многого не достигнешь. Знание о вреде еще не ведет к изменению зависимого поведения, а зависимость приобретается в период детского развития. Да, в 6-8 лет дети еще не курят, не употребляют алкоголь (мы не имеем в виду крайне неблагополучные семьи), но есть вещи, которые в этом возрасте играют немаловажную роль. Из определенной жизненной позиции формируются предпосылки для возникновения пристрастия. Речь идет о пристрастии, если мы становимся настолько зависимыми от определенного поведения, что начинаем вредить самим себе.
Исследования показали, что пристрастию подвержены все слои населения, никто от этого не застрахован. Чаще всего пристрастие является результатом неправильного развития в детстве (нарушение контактов, конфликты, недостаток чувства собственного достоинства и ответственности, нарушение способности к наслаждению и др.). Дети имеют свои потребности, которые нужно учитывать. Если этого не делать, неизбежны разочарования, и чтобы сдержать внутренне напряжение, дети придумывают себе заменители удовольствий, будь то сладости, бесконтрольные компьютерные игры или телевизор. Всё начинается с чрезмерного потребления пищи, продолжается поисками расслабления и заканчивается спустя несколько лет ежедневным принятием алкоголя, без которого уже кажется невозможным существование; сюда же относятся и таблетки для душевного баланса.
Отношение к жизни подготавливается в детстве. Как избалованное, так и безразличное воспитание не дают возможности детям ощущать собственную уверенность, принимать во внимание правила. Избалованное или попустительское воспитание исполняет каждое желание ребенка, не устанавливает четких границ в поведении, и тогда ребенок не может получать и накапливать опыт преодоления трудностей, управления своими желаниями. У заброшенного ребенка заглушается эмоциональная сфера, потому что на него мало обращают внимания. Его естественная потребность в заботе, контактах, разнообразных переживаниях не реализуется полностью и поэтому он рано начинает искать замены в форме сладостей и телевизора.
Конечные цели воспитания:
достигаются не когда-нибудь и не как-нибудь, а в ежедневном общении и взаимодействии.
В.Швебель то ли с юмором, то ли с горечью заметил: «В отличие от прошлого, детям сейчас меньше угрожают инфекционные болезни, но больше – неразумность родителей». Давайте честно всмотримся в свой образ жизни, в свои пристрастия, в то, как мы подталкиваем наших собственных детей к развитию зависимостей.
Сегодня хотелось бы остановиться только на одном «психостимуляторе» и любимом друге семьи – телевизоре. Телевизор вошел в повседневный быт каждого из нас. Нет почти ни одного дома, где не было бы как минимум одного «ящика». Чаще их даже несколько, поскольку дети хотят иметь возможность смотреть другие передачи, нежели взрослые. Но как бы ни был привлекателен телевизор, он приносит лишь кажущиеся контакт, переживания, отвлечение и расслабление. Тот, кто заполняет свою внутреннюю пустоту телевизором, быстро разучится сам быть активным. Телевидение стало заменой удовлетворения, неблагоприятно отражается на речевом развитии детей и подростков формирует неверное представление о построении контактов между людьми, подавляет творческие способности. Само содержание программ и фильмов часто несет заряд насилия, грубости, распущенности, что неизбежно «прорывается» в агрессивном поведении.
Вот некоторые из последствий воздействия телевизора, опубликованные в Информбюллетне МПЦ «Жизнь» №13 ещё в 1997 г.:
Пристрастными к телевизору становятся в основном дети, которых взрослые не научили самих себя занимать. Поверхностные беседы повергают их ещё глубже в самих себя, а желание думать, учить и читать пропадает ещё в раннем детстве из-за большого количества картинок.
Проверьте самих себя:
Важное напоминание!
У вашего телевизора есть кнопка для отключения! Говорить друг с другом или что-то предпринимать совместно намного важнее просмотра фильма!
Лирическое отступление…
В конце 80-х, когда мы все могли смотреть по ТВ 3 канала (1-й, Россия, Татарстан) и с 8.00 до 23.00, а не круглосуточно, появилась программа «Взгляд». Однажды ведущие рассказали, что в Америке прокатилась волна протеста против засилья ТВ в жизни общества: люди выбрасывали из окон телевизоры. Для нас, не избалованных изобилием каналов и программ, это звучало дико! Однако, в последнее время, кажется, я начинаю понимать тех американцев…
-80%
© 2017, Хмельницкая Оксана Владимировна 408