Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа? Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного. Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы: Йо, йо, берёзынька,Йо, йо, кудрявая!Семик честной да Троица —У девушек всё праздничек! Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших. Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы». В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза». Печальная березаУ моего окна,И прихотью морозаРазубрана она.Как гроздья винограда,Ветвей концы висят,—И радостен для взглядаВесь траурный наряд.Люблю игру денницыЯ замечать на ней,И жаль мне, если птицыСтряхнут красу ветвей. В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался: Средь избранных дерев — березаНе поэтически глядит;Но в ней — душе родная прозаЖивым наречьем говорит.Милей всех песней сладкозвучных —От ближних радостная весть,Хоть пара строк собственноручных,Где сердцу много что прочесть.Почтовый фактор — на чужбинеНам всем приятель дорогой;В лесу он просек, ключ — в пустыне,Нам проводник в стране чужой.Из нас кто мог бы хладнокровноЗавидеть русское клеймо?Нам здесь и ты, береза, словноОт милой матери письмо. Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России. В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года: Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром. Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью: Троицыно утро, утренний канон,В роще по березкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна. Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы. К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков. Славно начато славное делоВ грозном грохоте, в снежной пыли,Где томится пречистое телоОскверненной врагами земли.К нам оттуда родные березыТянут ветки и ждут и зовут,И могучие деды-морозыС нами сомкнутым строем идут. В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.
Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа? Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного. Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы: Йо, йо, берёзынька,Йо, йо, кудрявая!Семик честной да Троица —У девушек всё праздничек! Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших. Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы». В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза». Печальная березаУ моего окна,И прихотью морозаРазубрана она.Как гроздья винограда,Ветвей концы висят,—И радостен для взглядаВесь траурный наряд.Люблю игру денницыЯ замечать на ней,И жаль мне, если птицыСтряхнут красу ветвей. В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался: Средь избранных дерев — березаНе поэтически глядит;Но в ней — душе родная прозаЖивым наречьем говорит.Милей всех песней сладкозвучных —От ближних радостная весть,Хоть пара строк собственноручных,Где сердцу много что прочесть.Почтовый фактор — на чужбинеНам всем приятель дорогой;В лесу он просек, ключ — в пустыне,Нам проводник в стране чужой.Из нас кто мог бы хладнокровноЗавидеть русское клеймо?Нам здесь и ты, береза, словноОт милой матери письмо. Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России. В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года: Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром. Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью: Троицыно утро, утренний канон,В роще по березкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна. Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы. К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков. Славно начато славное делоВ грозном грохоте, в снежной пыли,Где томится пречистое телоОскверненной врагами земли.К нам оттуда родные березыТянут ветки и ждут и зовут,И могучие деды-морозыС нами сомкнутым строем идут. В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран. Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа? Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного. Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы: Йо, йо, берёзынька,Йо, йо, кудрявая!Семик честной да Троица —У девушек всё праздничек! Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших. Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы». В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза». Печальная березаУ моего окна,И прихотью морозаРазубрана она.Как гроздья винограда,Ветвей концы висят,—И радостен для взглядаВесь траурный наряд.Люблю игру денницыЯ замечать на ней,И жаль мне, если птицыСтряхнут красу ветвей. В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался: Средь избранных дерев — березаНе поэтически глядит;Но в ней — душе родная прозаЖивым наречьем говорит.Милей всех песней сладкозвучных —От ближних радостная весть,Хоть пара строк собственноручных,Где сердцу много что прочесть.Почтовый фактор — на чужбинеНам всем приятель дорогой;В лесу он просек, ключ — в пустыне,Нам проводник в стране чужой.Из нас кто мог бы хладнокровноЗавидеть русское клеймо?Нам здесь и ты, береза, словноОт милой матери письмо. Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России. В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года: Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром. Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью: Троицыно утро, утренний канон,В роще по березкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна. Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы. К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков. Славно начато славное делоВ грозном грохоте, в снежной пыли,Где томится пречистое телоОскверненной врагами земли.К нам оттуда родные березыТянут ветки и ждут и зовут,И могучие деды-морозыС нами сомкнутым строем идут. В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран. Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа? Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного. Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы: Йо, йо, берёзынька,Йо, йо, кудрявая!Семик честной да Троица —У девушек всё праздничек! Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших. Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы». В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза». Печальная березаУ моего окна,И прихотью морозаРазубрана она.Как гроздья винограда,Ветвей концы висят,—И радостен для взглядаВесь траурный наряд.Люблю игру денницыЯ замечать на ней,И жаль мне, если птицыСтряхнут красу ветвей. В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался: Средь избранных дерев — березаНе поэтически глядит;Но в ней — душе родная прозаЖивым наречьем говорит.Милей всех песней сладкозвучных —От ближних радостная весть,Хоть пара строк собственноручных,Где сердцу много что прочесть.Почтовый фактор — на чужбинеНам всем приятель дорогой;В лесу он просек, ключ — в пустыне,Нам проводник в стране чужой.Из нас кто мог бы хладнокровноЗавидеть русское клеймо?Нам здесь и ты, береза, словноОт милой матери письмо. Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России. В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года: Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром. Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью: Троицыно утро, утренний канон,В роще по березкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна. Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы. К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков. Славно начато славное делоВ грозном грохоте, в снежной пыли,Где томится пречистое телоОскверненной врагами земли.К нам оттуда родные березыТянут ветки и ждут и зовут,И могучие деды-морозыС нами сомкнутым строем идут. В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.