СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему не пишут исторических романов?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет, конечно, пишут, но не в таком объеме как в былые годы. Ушли времена Дюма, Толстого, и даже Пикуль с Дрюоном задвинуты на виртуальных полках. В чем причины упадка исторической художественной литературы? Она вышла из моды. Да, да, именно так. Вы скажете: «Ложь. Как же Иванов с его «Сердцем Пармы» и «Тоболом», Водолазкин с «Лавром». Книги расхватывают как горячие пирожки». Но обратили внимание, и эти авторы не устояли от соблазна напустить мистики в свои сюжеты: морок и камлание у Иванова, искривление реальности у Водолазкина (за пластиковые бутылки в 14 веке его не «побивал» только ленивый). Мы не можем (ну, по крайней мере я) назвать это исторической литературой в чистом виде. На сайтах Самиздата и в виртуальных библиотеках лишь одна треть книг в разделе Исторический роман – это собственно исторические романы в чистом виде без налета мистики и фэнтази. Почему народ охладел к историческим сюжетам? Во-первых, история – это политика во времени, а политики мы объелись в 80-90-е. Во-вторых, охлаждение к реализму как к художественной среде, его нещадно побивает прущий на всех парах технический прогресс. И народ, устав от сенсорных микроволновок, рвется в сказку. Виновата и школа. (Ну, кто же сейчас не пинает несчастное образование? Мне можно, я в этой системе работаю). «Исторический роман? Фу, да меня в школе училка задолбала этой историей. В каком году была Куликовская битва? Вот, по совести, скажи мне, на фига мне это знать? Я на истории от скуки головой об парту бился, а ты мне исторический роман суешь». Другая причина - трудоемкая подготовка к написанию подобных книг. Даже писателей фэнтази регулярно прессуют за неточности условно-исторической эпохи: не та форма клинка у меча, не может конь так долго скакать, зачем ваш герой говорит слово «интеллект», если он живет в псевдо-десятом веке и т.д., и т.п. А представьте как достается, тем кто пишет про реал. Некоторые читатели приходят на первую страницу с уже надетыми доспехами и опущенным забралом. Есть такая народная забава – «Отыщи ляпы у этого доморощенного историка». К слову, сама страдаю той же болезнью. Близкие не могут смотреть со мной исторические фильмы, потому что я все время бубню на ухо: «Это не так было, а зачем они это в кадр поставили, такого не было…» А уж в книге, когда весь Интернет под рукой, не поискать исторических ошибок, так это день зря прошел. И наконец, проблемы со стилем диалогов. Насколько далеко должна уходить стилизация речи персонажей? Если увлечешься старинными словечками, народ скажет свое фе. Будешь писать максимально приближенно к современной речи, пропадет характер исторического повествования. Где она – эта золотая середина? Одному писателю-трудяге в комментах написали: «Ценю ваши попытки донести дух эпохи, но вы пишите напыщенно, как Язвицкий, простите, но времена Язвицкого прошли. Мы не в начале ХХ века. Продираться сквозь ваш текст мне не хочется». Так вот. А как у вас с историческими романами? Любите ли вы их читать? Может пытались писать? Буду рада услышать ваше мнение.

Категория: История
20.01.2019 21:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!