СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему ребенок не говорит?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь – один из основных видов коммуникативной деятельности человека. При нарушении развития речи коммуникации ребенка ограничены, снижается количество информации, получаемой им при общении с взрослыми, нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает эмоциональная сфера. Ученые давно пытались выяснить механизм восприятия и продуцирования речи, но только сейчас туман в этой области начинает рассеиваться. Недавние исследования с использованием самых современных методик подтвердили, что левое полушарие мозга связано с главными функциями восприятия и продуцирования речи, однако они же выявили, что и правое полушарие играет важную роль в обслуживании речевых функций. Речь можно рассматривать как серию физических сигналов, которые развертываются во времени. Однако мозг по-разному перерабатывает слуховую информацию, необходимую для речевого сообщения. В частности, определение и переработка фонем (мельчайших речевых единиц) осуществляется левым полушарием, в то время как правое полушарие ответственно за медленно изменяющуюся слуховую информацию, которая имеет типичные признаки мелодий. Недавно была предложена нейрофизиологическая модель переработки мозгом речевой информации. Согласно этой модели, в левом полушарии головного мозга происходит переработка «быстрой» слуховой информации в речевой сигнал (а не речевого сигнала самого по себе). Речь требует высокой скорости переработки, и левое полушарие выполняет эту работу. У детей со специфическими расстройствами речевого развития нарушено восприятие и продуцирование речи при нормальном уровне слуха и полноценном интеллекте. Эти дети не могут различать и правильно соединять звуки в слова, особенно это касается «быстрых» звуков, таких как взрывные согласные. Речевые звуки, характеризующиеся более медленными изменениями, а также устойчивые и стабильные звуки (гласные) дают меньше нарушений (или их нет вообще). Дети с речевыми расстройствами также плохо справляются с восприятием «быстрой» зрительной или тактильной информации. Они не способны к быстрой обработке любого информационного материала, в том числе и речевого. Исследования, проведенные под руководством американского психолога Паолы Таллал, доказали, что скорость восприятия звуков является ключевым фактором в нормальном речевом поведении. При искусственном удлинении взрывных согласных с помощью речевого синтезатора у пациентов с поражением левого полушария восприятие улучшалось почти до нормального уровня. При этом было установлено, что, чем сильнее нарушено восприятие «быстрых» звуков, тем более выражены речевые расстройства. Расстройства речевого развития – одно из наиболее распространенных нарушений развития у детей. Данной патологией страдают 7,5-10% детей дошкольного возраста, у мальчиков она наблюдается чаще. Основными причинами, которые побуждают родителей обратиться к неврологу, являются: позднее развитие речи, когда ребенок, понимая речь, сам не говорит (расстройство экспрессивной речи); ребенок сам говорит, но не понимает содержание чужой речи (расстройство рецептивно сенсорной речи); ребенок не говорит и не понимает слов, обращенных к нему (расстройство экспрессивно-рецептивной речи), а также множественные нарушения звукопроизношения. Чем раньше родители замечают и осознают проблемы развития своего ребенка, своевременно обращаются к врачу и начинают их исправлять, тем больше у ребенка шансов на успешное их преодоление. Для этого вы, уважаемые родители, должны знать нормы развития речи у детей. Поговорим об этом подробно. Нормы развития речи у детей Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этом возрасте происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач – так он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает гортанные звуки, нечто среднее между «а» и «э». Начиная с пятой недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных. С восьми недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» - начальное гуление). На третьем месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки. На пятом-шестом месяце гуление переходит в лепет, который состоит из цепочек слогов (ба-ба ба, ма-ма-ма). Порой родители принимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова. Девять-десять месяцев – время очень активного лепета, состоящего из четырех-пяти слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в десять месяцев появляются отдельные лепетные слова («мама», «папа»). В этом возрасте уже наличествует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые словесные высказывания («ладушки», «сорока», «где лампочка?» и т.д.), начинает понимать слово «нельзя». В одиннадцать-двенадцать месяцев появляются первые слова. К одному году в активном словаре ребенка насчитывается около десяти слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет пять-десять простых инструкций: «принеси то то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. В возрасте от одного года до двух лет начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются первые фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. Звукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), появляются глаголы («дай», «иди»), прилагательные («большой», «маленький»). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения. В период от двух до трех лет словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глаголами и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму («красный», «плохой», «горячий», «круглый»). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим. В возрасте от трех до четырех лет дети много говорят, используют фразы из трех-четырех слов. Порядок слов в предложении и их согласование еще могут быть нарушенными. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Составляет рассказы в двух-четырех предложениях. Слушает длинные сказки и истории. Выполняет двусоставную инструкцию: «Дай мне большого мишку и красный мячик». В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых. Ребенок от четырех до пяти лет знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, а также обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова антонимы. Развивается способность к словообразованию. С помощью взрослых ребенок может пересказать знакомую сказку. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки «л» и «р». Активный словарь ребенка в возрасте от пяти до семи лет очень широк. Ребенок может назвать пять-шесть и более характеристик одного предмета («речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая»). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их. В речи ребенка, как правило, нет пропусков, перестановок слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений. Теперь коротко остановимся на тех показателях, которыми пользуется невролог в оценке речевого развития ребенка: - в один год объем активного словаря должен быть не менее десяти слов; - в два года ребенок обязан строить фразу из двух слов, к концу второго года словарный запас – двести-триста слов; - в три года дети используют в речи фразы из трех-четырех слов, словарный запас – около тысячи слов; - в четыре года предъявляются требования к качеству речи: ребенок использует основные предлоги (на, с/со, в, из, под, из-под, за, из-за); строит правильную слоговую структуру слова; определяет единственное и множественное число (один стул – много стульев); согласует слова во фразе по роду и падежам, составляет рассказ по картинке; - в пять лет умеет образовывать относительные прилагательные (яблоко – яблочный); - в семь лет строит сложные предложения, используя все основные части речи, образует притяжательные прилагательные (лиса – лисья, медведь – медвежья). Все дети в процессе овладения речью делают ошибки в произношении, но это не настоящие ошибки. Они вызваны развитием индивидуального фонологического кода ребенка и отклонениями в фонологическом развитии. Что такое фонологическое развитие? Это постепенный процесс приобретения «взрослых» речевых паттернов. Другими словами, фонологическим развитием называется появление у детей правильно организованной речи. К полутора годам жизни не менее четверти слов, произносимых ребенком, должны быть понятны родителям; к двум годам – 50-75% слов; к трем годам свыше трех четвертей. Необходимо учитывать значительные индивидуальные различия между детьми. Если вы сомневаетесь, каково речевое развитие вашего ребенка, нужна оценка логопеда. Когда ребенок развивается правильно и имеет обычную для своего возраста комбинацию правильных звуков и ошибок, логопед выявляет это без труда. Вот наиболее типичные ошибки детей, осваивающих «взрослую» систему звуков: - глухие согласные произносятся в начале слова как звонкие («тетя – детя») до трех лет; - замена звонких согласных на глухие в конце слова («дед – дет») обычно исчезает к трем годам; - потеря конечной согласной («Коля – Коя») исчезает к трем годам и трем месяцам; - звук, произносимый правильно с помощью прижимания середины языка к твердому небу, производится кончиком языка («губа – дуба») до трех лет шести месяцев; - неспособность произносить шипящие звуки («щепка – сепка») проявляется до трех лет шести месяцев; - присутствие конкретного звука влияет на произношение всего слова («рог – гог») до трех лет девяти месяцев; - ребенок «глотает» неударные, «слабые» слоги (телефон – теффон») до четырех лет; - ребенок «теряет» звуки («бант – бат») до четырех лет; - кроме того, в некоторых случаях дети заменяют плавные согласные другими звуками («рука – лука») или заменяют взрывные согласные («флаг – слаг»). Фонологическое развитие обычно продолжается до пяти лет, хотя имеются индивидуальные отклонения. К трем годам обычно заканчивается освоение взрывных звуков: «Ф» и «С». К трем годам шести месяцам «осваиваются» звуки «В» и «З», в четыре с половиной года – «Ш» и «Ч». Артикуляция – это общий термин, используемый в фонетике для обозначения физиологических движений, изменяющих поток воздуха в голосовом пути выше гортани (изменений, необходимых для того, чтобы издавать различные речевые звуки). Эти звуки распределяются по месту их образования и способу артикуляции в голосовом аппарате. Терминами «развитие артикуляции» и «фонетическое развитие» обозначают постепенное приобретение ребенком способности произносить отдельные звуки речи. Между фонологическим развитием и развитием артикуляции (фонетики) есть сложные взаимосвязи. Нормальное развитие речи включает освоение как артикуляции (фонетики), так и фонологических аспектов речи. Нарушения фонологического развития – это группа нарушений, которые лишают ребенка способности легко понимать речевые паттерны (в возрасте приблизительно четырех лет). Нарушения фонологического развития впоследствии могут также затруднить обучение чтению по слогам. В прошлом такие нарушения назывались функциональными нарушениями артикуляции. Они выражаются прежде всего как неспособность произносить некоторые (или все) звуки, которые обычно используются в данном возрасте. Фонологические нарушения иногда называют «артикуляторными нарушениями», «нарушениями развития артикуляции», или «нарушениями произнесения звуков речи». Если неизвестна причина, говорят о «фонологическом нарушении развития». Если же причина известна, то используются названия «дизартрия» или «диспраксия». Имеются различные уровни фонологических нарушений: от речи, которая полностью непонятна даже членам семьи – до речи, полностью понятной всем, но в которой некоторые звуки произносятся с легким искажением. Лечение и коррекция фонологических нарушений важны не только для формирования речевых звуков, но также и для того, чтобы в дальнейшем избежать проблем с обучением в школе чтению и письму. Кроме того, дети, которые говорят хуже, чем сверстники, могут стать объектом насмешек, что отразится на их социализации. Фонологические нарушения принято подразделять на три категории, в зависимости от причин их появления. Первая причина – структурные дефекты и аномалии в речевых органах, такие как дефекты языка, твердого неба и т.д., искажающие произношение некоторых звуков, а в некоторых случаях полностью разрушающие речь. Если эти дефекты исправляются лечением, то последующая коррекция речи бывает очень эффективной. Мы эти нарушения не рассматриваем, поскольку они выходят за пределы компетенции неврологии. Вторая причина фонологических нарушений – неврологические проблемы управления мышцами рта, из-за которых ребенок не в состоянии осуществлять достаточно сложный и тонкий двигательный контроль за мышцами, которые участвуют в произнесении речевых звуков. Это дизартрия развития. Третья группа фонологических нарушений – диспраксия (апраксия) развития. Третья группа фонологических нарушений не имеет явных причин, их обычно называют «фонологическими нарушениями развития», в России принят также термин «дислалия». По мнению Паолы Таллал, третью группу составляют те дети, которые не могут перерабатывать быстрый поток речевых звуков и поэтому не в состоянии осуществлять быстрые движения речевой мускулатуры для их произнесения. Симптомы фонологических нарушений значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Диагностика часто затруднена, поскольку ребенок с фонологическими нарушениями осваивает речевые звуки более медленно, чем сверстники, но в той же самой последовательности. Таким образом, речь, нормальная для четырехлетнего ребенка, может быть признана фонологическим нарушением для шестилетнего. По мере нормального освоения речевых звуков все дети делают несколько общих ошибок. Это пропуски звуков (часто в конце слова), искажение звуков или замена одного звука на другой, который ребенку легче произнести. У детей с фонологическими нарушениями картина и порядок освоения звуков речи обычно такие же, как у нормально развивающихся детей, однако речевые навыки приобретаются более медленно. Таким образом, возраст – важный фактор в постановке диагноза «фонологические нарушения». Дети с фонологическими нарушениями могут делать те же самые ошибки в произносимых звуках, что и более младшие нормально развивающиеся дети. Но в некоторых случаях дети с фонологическими нарушениями допускают больше ошибок – пропускают звуки, искажают их и заменяют. Для постановки правильного диагноза нужно исключить другие возможные причины нарушения речи. Необходимо исследовать слух ребенка, поскольку звуки, которых человек не слышит, он не может и имитировать. Фонологические нарушения без явной причины распространены значительно шире, чем фонологические нарушения, вызванные неврологическими проблемами или структурными аномалиями и дефектами. У 7-8% пятилетних детей имеются фонологические нарушения развития. Около 7,5% детей в возрасте от трех до одиннадцати лет также имеют фонологические нарушения. Фонологические нарушения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек – в два-четыре раза. Дети, у которых имеются фонологические нарушения, гораздо чаще имеют и другие нарушения речевого развития. Дети, в семье у которых один или более родственников имеют нарушения языка и речи, с большей вероятностью будут иметь фонологические нарушения. Лечение и логопедическая коррекция обычно показаны детям с фонологическими нарушениями. Прогноз для детей с фонологическими нарушениями обычно благоприятен. Задержка речевого развития (ЗРР) или специфическое расстройство речевого развития (СРРР) – это неврологический диагноз. Логопеды пользуются термином «Общее недоразвитие речи» (ОНР) – I-III уровень.

03.11.2018 20:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!