СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему ребенок не хочет учиться

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему ребенок не хочет учиться?

Современные дети проявляют чудеса изобретательности, чтобы только не заниматься уроками.

У них находится огромное количество очень важных занятий, ради которых выполнение домашнего задания и даже посещение школы откладывается на неопределенное время.

Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием 2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма 3) Не любят учиться, но способны терпеть 4) Отказываются учиться Но не нужно думать что для одного ребенка возможна только одна категория. Один и тот же школьник может переходить из одной категории в другую. А зависит это от внешних факторов и пробелов в воспитании. Порядка 20% школьников испытывают трудности в изучении школьной программы. Перед родителями встает вопрос: как же повлиять на маленького неуча? Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. И тогда в семье начинает твориться полный хаос. Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

Причины, почему ребенок не хочет учиться:

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

  • Для каждого школьного возраста эффективной будет особая мотивация. В начальных классах ребенок не способен ставить перед собой далеко идущие цели. Он учится ради достижений, за которые его хвалят.
  • Подростку простой похвалы недостаточно. Для него наряду с мнением родителей важным становится мнение сверстников. А сверстники увлечены компьютерными играми, а не учебой. Чаще всего дети не желают учиться, потому этот процесс им кажется скучным.

Нежелание учиться связано с непониманием какого-нибудь предмета. Пропуск некоторого количества материала приводит к отставанию ученика. Возникает замкнутый круг: отсутствие успехов вызывает нежелание вообще что-либо делать, а отсутствие выполненных заданий приводит к получению негативных оценок.

Наказания – элемент мотивации. Без наказаний обойтись невозможно. Однако излишнее стремление не оставить без наказания ни единого промаха приводит к ситуации, когда ребенок ожесточается и скрывает реальное положение дел в школе от родителей. Громкие крики, угрозы, не заставят ученика проявлять больше усердия.

Гейл Двоскин в своей книге "Метод СедоныПишет, что сопротивление губительно, неэффективно и вредно; более того, его действие происходит постоянно, ведь мы живем под гнетом "должны", "обязаны" и "следует". Повелительное наклонение вызывает стойкое сопротивление. А если попробовать заменить его на сослагательное наклонение.

Когда человек слышит, что должен или обязан сделать что-то, что он чувствует при этом? "Ни за что! Не указывайте мне, что делать!" То же происходит, когда мы заставляем самого себя. Такова природа нашего разума. Тем более нам не нравиться выслушивать чужие указы. И тем не менее мы продолжаем давить и себя и других, а затем удивляемся, почему так мерзко себя чувствуем и не добиваемся ни каких результатов!

Вместо того, чтобы указывать или приказывать, просите. Двоскин настоятельно советует общаться в таком же духе и с собой, это развивает внутреннее сотрудничество и ослабляет внутреннее сопротивление.

Очень часто причиной неуспеваемости в школе является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие дети, как правило, растут в социально неблагополучных семьях или там, где взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Такие дети с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит. Корни детского нежелания учиться лежат в семье, в дошкольном детстве.

Важной составляющей мотивации ученика является возможность выбора. Что можно выбирать?

  • Темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания
  • Самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению,
  • Способ сдачи пройденных тем,
  • Наконец, на какой парте и с кем сидеть…
  • Можно вместе с учениками обсудить, как они хотят проходить данное литературное произведение — читать и писать сочинение или изложение, или поставить спектакль, или подготовиться к дебатам (учитель литературы знает варианты).
  • Можно дать много задач, чтобы ученики сами выбирали для решения любые из них.

Другой важной составляющей мотивации является формирование уверенности ученика.

  • Страх перед контрольным диктантом можно снять с помощью приятных ассоциаций: представить себе слово диктант в виде шоколадки или красочной коробки конфет, а затем закрепить это ощущение. Или вспомнить что-то приятное, например, как ты гладишь кошку или собаку. Можно также вспомнить любое приятное ощущение, какой-то подарок, праздник и т.п. Главное – закрепить это ощущение и перенести его на «здесь и сейчас». Упражнение это называется «Заколдуем диктант»1. Можно взять цветные ручки и «нарисовать диктант» любимым цветом.
  • Снять напряжение перед контрольной можно таким способом: попросить ребят изо всех сил сжать кулаки, напрячь мышцы, сжать зубы, а затем – расслабить все мышцы, опустить голову вниз и разжать пальцы. Дети почувствуют покой и уверенность – можно приступать к трудной работе. Все будет в порядке, по крайней мере у большинства. (С трудными нужно работать по особой методике.)

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Но если родители правильно вкладывают время и силы в развитие и обучение своих детей – результат гарантирован.

04.02.2021 10:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП