СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Почему происходит так, что ребенок может успешно учиться, но почему-то не хочет?
1. Ребенок не приучен с первого класса подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то делать необходимо. Это не только помогает ребенку научиться выполнять требуемые от него задачи, но и развивает в нем чувство долга и ответственности.
2. Интерес направлен, в основном, к результату решения учебных задач, а не к процессу. Т.е. мы даем ребенку установку на «лишь бы был результат», а не на поиск способов его достижения. Тем самым, мы не только не развиваем креативность и нестандартность мышления, но и губим «инициативность».
Так что же все-таки делать?
1. Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Например: «Усвоишь материал сейчас, потом будет легче справиться со следующим».
Ошибки воспитательного характера – это:
2. Важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка! Если к среднему звену ребенок так и не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться назад и пройти весь путь формирования учебных навыков снова. Например, ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.
3. Важно для ребенка создать зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хоть и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать как решать задачу, решая ее вместо самого ребенка, а пусть решает сам, хотя бы какую-то часть. «Ты старался, молодец. Но допустил какую-то ошибку. Найди их». Процесс длительный, но правильный. Иногда дети манипулирую родителями, когда те готовят за них уроки, объясняя это тем, что «никто кроме мамы не может так хорошо объяснить задачку».
4. Однозначное оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!», а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избегания таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. Иначе в сознании ребенка создается образ врага – учителя, и хорошего – родитель.
5. Высокая учебная мотивация формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью, пониманием.
6. Еще один важный момент – адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной – не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.
7. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу (материально, словесно или эмоционально – решать самим родителям).
8. Не ожидайте немедленных успехов – могут быть падения, «топтания» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации, то непременно будет взлет.
Помните! Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.
"Школьный психолог"
© 2019, Яковлева Ирина Владимировна 297