СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему у буквы "д" столько разных вариантов написания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот казалось бы - простая буква, а сколько у неё вариантов - и с треугольником, и с "крышкой", и хвостом вверх, и хвостом вниз. Откуда они все появились?

Началось всё давно - с древнегреческого языка, где местная "д" - дельта - изображалась простым треугольником. Такой и писать удобно, и на камне высечь можно без особых проблем.

Христианство распространялось по славянским землям, и для перевода священных текстов на местные языки потребовался алфавит. И в середине 9 века византийский проповедник Кирилл (который тогда ещё звался Константином) придумал глаголицу - первый известный на данный момент славянский алфавит. В глаголице буква "д" сохранила греческий "треугольник" как основу, но стала гораздо более округлой, и обзавелась двумя кругами по бокам.

Глаголица вышла немногой неудачной (для тех, кто привык писать греческими буквами, конечно) - буквы были сложными в написании, визуально похожими и обладали чересчур большим количеством мелких элементов, поэтому появившаяся чуть позже кириллица смогла довольно быстро её вытеснить даже из церковных текстов, не говоря уж про повседневное использование.

И хотя в кириллице "д" приблизилась к своему греческому оригиналу, наследие глаголицы давало о себе знать, в том числе, и в начертании буквы "д" - верхний полукруг превратился в "плашку", а два нижних круга - в штрихи по бокам (и именно эту плашку, и эти штрихи вы прямо сейчас видите в печатных буквах "д" в моём тексте).

В 14 веке с увеличением количества грамотных людей и бюрократических дел, начали развиваться варианты рукописных шрифтов, в частности полуустав и скоропись. У букв стали появляться завитушки, округлости и все остальные прелести рукописного текста. Происходило это совершенно хаотично - единых правил ещё не существовало, и каждый писец был волен придумывать что-то своё - лишь бы было понятно.

По сравнению с современным написанием стоит отметить три момента.

Во-первых, заглавная "Д" начинает становиться похожа на свой латинский вариант D - пока что незначительно, но то тут, то там к нашей привычной букве потихоньку добавляются округлые формы. Во-вторых, левый хвост у маленькой "д" всё чаще стал как-либо сокращаться - его просто неудобно писать. Ну а в-третьих, так сложилось, что в Москве строчная "д" обзавелась сразу двумя "завитушками" - сверху и снизу.

Естественно, что два хвоста для одной буквы - это не самая удобная вещь, и по мере упрощения письма, один из них должен был пропасть. Что и произошло - в итоге в букве "д" писался либо нижний хвост, либо верхний (и именно по причине того, что это московский вариант, например, в Болгарии или Сербии у буквы "д" верхнего хвоста не бывает практически никогда - в этих краях изначально сохранился только правый нижний хвост). Происходило это довольно хаотично, но вопросов не вызывало. В 18 веке Пётр Первый, помимо прочих реформ языка, утвердил "гражданский шрифт", в котором написание строчной "д" узаконивалось с правым нижним хвостом, как и сохранилась до наших дней - в школе мы учимся писать именно такую букву.

Впрочем, правый верхний хвост у "д" так и не исчез, и то тут, то там мелькал в рукописных текстах.

Большую поддержку ему оказала латинская буква "d", писавшаяся хвостом вверх - разные образованные люди, которые практически в обязательном порядке знали, как минимум, французский, писали "д" хвостом вверх. Помните, например, сколько французского текста в романе Толстого "Война и мир"? Угадаете, как он писал букву "д"? Правильно, хвостом вверх.

К 18-19 веку традиция писать заглавную "Д" похожей на латинскую "D" окончательно вошла в обиход:

В конце девятнадцатого века в Европе и Америке появились идеи о применении на чертежах максимально простого и максимально понятно шрифта. До России эта концепция добралась довольно поздно - уже после образования СССР, и когда вопрос добрался до буквы "д", оказалось, что все варианты уже заняты - и короткий, и длинный правые нижние штрихи оказались заняты буквами g и q, а короткий верхний штрих - буквой d. И для русской буквы "д" снова обратились к верхней "завитушке" из старых рукописных текстов, и до сих пор в "чертёжном шрифте" используется именно такая буква "д".

Так что все эти варианты современной буквы "д" - с треугольником, четырёхугольником или кругом в основе, со штрихами и без, с нижним хвостом и с верхним - всё это следы того, как эта буква выглядела в нашем языке в разные моменты своей уже более чем тысячелетней истории.

#русский язык #история #лингвистика

Источник: https://dzen.ru/a/YtGI_XAk5Ws7GV5r

Категория: Всем учителям
25.02.2024 20:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!