СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Почемучка» или как правильно развивать детскую любознательность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок вырос здоровым и успешным. Успешность сегодня напрямую связывают с обучением ребенка в школе. Современные мамы и папы стараются уже с 3 – 5 лет отдать своего ребенка на всевозможные «обучалки-развивалки», научить читать, писать, считать. Это превращается в тяжелую обязанность и для детей, и для взрослых. Но наращивание объема информации, которую усваивает ребенок, зачастую не приводит к желаемому результату. Гораздо важнее вызвать у ребенка интерес к окружающей действительности, желание узнать что-то новое, то есть развивать его любознательность.

Любознательность появляется в раннем возрасте. Детей привлекают все окружающие предметы, которые они исследуют, трогают, пробуют на вкус. Хотя нам кажется, что ребенок просто бегает или вертит игрушки, для его развития это очень важно. Так накапливается первый опыт о предметах и их свойствах: характере материала, цвете, величине, звуках, которые он издает. Чем больше ребенок познает - помнёт, увидит, услышит, попробует - тем шире будут его представления о мире. Это время развития разнообразных способностей, но развиваться будут те, для которых созданы условия. Не случайно в семье музыкантов дети бывают музыкально одаренными. Они с рождения слышат музыку и имеют возможность рано пробовать свои силы в этой области.

Когда ребенок овладел речью, наступает время «почемучек». На взрослых сыпется ворох бесконечных вопросов обо всем на свете: «Почему идет дождь? Что такое молния? Что внутри часов?» Даже если вам кажется, что ребенок не в состоянии понять ответ, не стоит отмахиваться от него фразами «вырастешь – узнаешь», «в школе научат». Лучше найти доступное возрасту объяснение, используя схемы и рисунки - наглядно-образные средства помогут малышу лучше его понять. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Ребенку 4 лет на вопрос: «Как устроена Вселенная?» достаточно с мамой рассмотреть иллюстрации в книге о космосе, можно обратить его внимание Землю, на Солнце, рассказать о движении планет вокруг него. А с 5-6 летним ребенком уже можно съездить в Планетарий, где он получит и научные знания, и незабываемые впечатления.

Не спешите на все вопросы давать готовые ответы, предложите малышу сначала подумать или попытаться найти ответ самому. На вопрос: «Почему вымерли динозавры?» можно спросить в ответ: «А ты как думаешь?» Помогите ребенку понять, что на некоторые вопросы нельзя дать однозначный ответ. Создайте «научную» библиотечку, где будут собраны детские энциклопедии по разным вопросам, справочники, подбор записей детских телевизионных познавательных передач.

Научите ребёнка не только искать ответы на вопросы, но и отстаивать свою точку зрения. Вы можете устраивать семейные диспуты. Если ребенок не задает вопросы, малоактивен, попробуйте организовать игры «Что, где, когда?», различные викторины, привлекайте к игре его друзей. Дайте детям время для подготовки по указанной вами теме, например, «Русские народные сказки», «Лесные животные». Подогреть интерес можно различными призами (интересные книги, альбомы, раскраски, карандаши, наклейки, настольные игры и прочее), при этом каждый ребенок должен получить свой приз за участие. В следующий раз поменяйтесь ролями: пусть дети придумают вопросы, а взрослые будут игроками, можно договориться, что призы дети сделают своими руками (открытки, закладки для книг).

Развивают пытливость ума и любознательность исследовательская деятельность и проведение опытов. На первых порах юному исследователю можно помочь отобрать темы опытов и наблюдений. Ребенку 5–6 лет можно объяснить, что такое гипотеза (предположение), как проводить и записывать наблюдения, делать выводы.

За чем можно наблюдать? Да за чем угодно! За циклом развития растений, их потребностями в свете, тепле и воде. За звездами (Полярная, созвездие Большой медведицы), фазами Луны. За развитием из куколки бабочки, повадками животных, птиц. Можно проверять правильность народных примет, очень интересно вырастить самостоятельно кристаллы (например, соли). Или вести наблюдения за обитателями аквариума - измерять температуру воды, изучать его обитателей, вести дневник натуралиста.

Ребенку дошкольного возраста важно на первых порах вместе с взрослым читать научно-популярную литературу, смотреть образовательные фильмы, посещать выставки и музеи (Политехнический, Тимирязевский, Палеонтологический), обмениваться мнениями и впечатлениями друг с другом. Решение кроссвордов, ребусов также развивает кругозор и познавательные способности.

Категория: Психологу
20.02.2019 10:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!