© 2017 388
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В письме Ж. А. Полонской 21 февраля 1873 г. И. С. Тургенев писал: «Посетивший меня на днях Шарко объявил, что у меня сделался неврит, т.е. воспаление нервных оболочек». В приведённом предложении при его внимательном чтении вас, несомненно, остановят слова нервных и неврит и, возможно, фамилия Шарко. Последняя, наверно, известна вам по фразеологизму душ Шарко, обозначающему лечебный душ с плотной струей под давлением, введённый в медицинский обиход всемирно известным психотерапевтом и невропатологом Жаном Мартеном Шарко. В бытность Ивана Сергеевича во Франции он был его лечащим врачом. А вот почему нервных, но неврит, вы, скорее всего, не знаете. Между тем ларчик здесь открывается очень просто: перед нами два фонетических варианта одного и того же корня, пришедшего к нам из разных языков. Слово неврит появилось в русском языке как галлицизм во второй половине XIX в. Французское névrite – учёное производное с суффиксом болезни -ite от греческого neuron «нерв»<«волокно, жила». Слово нерв известно нашему языку (откуда с конца XVIII века – нервный) с начала XVIII в. Пришло оно из немецкого языка, в котором Nerv является переоформлением латинского nervus. В латинском nervus греческое слово пережило метатезу (перестановку звуков): на месте греческого vr возникло rv, подобно тому как у нас на месте Флор (из латинского floris «цветок») появилось Фрол, талерка (из немецкого Таller) – тарелка, мармор (из греческого marmoros) – старославянское мрамор и т.д.
Так из латинского языка возникло варьирование vr – rv, которое отложилось в однокорневых словах нерв, нервный, нервировать, нервничать и т.д., с одной стороны, и неврит, невралгия, неврастения и пр. – с другой.
Источник: Почему нервы, но неврит // Русский язык в школе и дома. 2003. – № 4. – С. 17.
© 2017 388