СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Создать условия для развития устной и письменной речи через формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему, основную мысль, структуру будущего текста.

2. Развивать творческое воображение учащихся, умение правильно формировать свои мысли и переводить их в письменную речь; умение работать в коллективе.

3. Способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

 Дорогие ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться говорить правильно, красиво, выражать свои мысли и чувства устно и письменно, слушать и слышать друг друга…).

 -Что будет предметом нашего разговора, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение:

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

 (А.Пушкин)

Учащиеся  называют тему сочинения : Зима в лесу.

 

  К какому типу речи оно относится? (Описание, так как  в нём называются признаки зимы).Описание – тип речи, главная особенность которого -  изображение явления путём    перечисления его признаков и свойств.

-Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события? Конечно же это имя прилагательное, именно эта часть речи позволяет нам более ярко и точно описать что-либо.

4. Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.

5. Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, проведем словарную работу ( приложение №1).

6.  Работа над темой.

Вводная беседа

  Художник  рисует  кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?( Словами).

Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник?  (Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы).

- Из каких частей состоит текст? ( Вступление, основная часть, заключительная часть).

Учащиеся работают в специальных листах ( приложение №2)

А) Работа над композицией сочинения.

 Расположите в правильном порядке композиционные элементы текста:

            1. Отдельные признаки

            2. Авторская оценка, вывод

            3. Общее представление о предмете

( учащиеся называют верный порядок расположения композиционных элементов)

Примерно такая композиция будет у вашего сочинения.

Б) Но, прежде, чем мы приступим к работе, послушайте притчу:

Сидели на пригорке три человека и смотрели на открывающийся перед ними пейзаж. Проходил мимо путник. Спросил он у первого человека: « Что ты видишь?». Человек ответил: « Я вижу горы и деревья». « А что видишь ты?» - спросил путник у второго человека. « Я   вижу горы, деревья и снег». Третий же человек сказал, что он смог увидеть искрящийся снег, удивительное лазурное небо, ели в снежных шубах, величественные горы. И тогда путник сказал: « Среди вас только один зрячий, другие же слепцы». Кого считал путник  зрячим?

   А теперь выберем краски- слова!  Конечно,  это изобразительно-выразительные средства. Давайте вспомним некоторые из них. Именно они и будут самыми яркими красками для нашего пейзажа. (Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры). Параллельно в рабочих листах составляется план сочинения.

В) Учащиеся подбирают эпитеты для описания снега, деревьев, зимнего леса, инея,  используя слова из приложения №3(ученики записывают их в рабочий лист).

Г) Работа в группах. Группе предлагается подобрать примеры  сравнений, олицетворений, метафор из предложенных учителем примеров для описания неба, елей, инея. ( Каждой группе выдаётся одинаковый комплект ( приложение №4)).

По окончании работы, заслушиваются итоги  и некоторые примеры записываются в рабочий лист.

Задание: в своем сочинении вы можете использовать стихотворные строки. Подберите стихотворные строки для описания снега, зимнего леса и др. (Учащиеся работают с приложением №5)

Вы можете включить в ваш текст и свои поэтические строки.  Учащимся предлагается составить сенкан к словам зима, снег, небо и др. ( Приложение №6)

Д) Предлагается выполнить задание, которое поможет избежать совершения речевых  ошибок ( задание на оборотной стороне рабочего листа).

Затем учитель обобщает работу, выполненную в рабочих листах.

7. Подведение итогов урока.

8 Дом. задание: написать сочинение.

Категория: Русский язык
07.01.2015 20:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП