СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ Процесс этот трудоѐмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;
  • языковую;
  • коммуникативную.

Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.

Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

· развитие мотивации и целеполагания;

· формирование умения решать задания разного уровня;

· развитие самоконтроля;

· формирование уверенности и положительной самооценки;

· Задачи педагога: правильно оценивать в течение всего учебного периода знания,

· умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

· организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;

· работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определѐнную форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Система работы по подготовке к ОГЭ

1. Создание методической базы. Приобретаем силами родителей учебно- методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2016 г., утверждѐнной ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжѐнных ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

2. Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развѐрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

3. Активно использую информационно- коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». В 7-9 классах мои ученики выполняют различные тесты в режиме on-line на сайте: http://www.saharina.ru/metod/gia. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на монитор, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.

4. Работа с текстом учит девятиклассников слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным 8- 9 читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

На уроки включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученику опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе. Анализ языковых явлений, опознавание определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений, приложений, обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, все это способствует восприятию текста. Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части заданий 2.

Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове.

5. Диагностика уровня подготовки учащихся. Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.

6. Папка «В помощь выпускнику». Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даѐт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

7. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Во время подготовки к экзаменам в 2015-2016 учебном году я неоднократно проводила родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей- предметников. На этих собраниях мы информировали родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. В рамках информационной работы в кабинете был оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трѐх видов компетенции учащихся:

  • языковой;
  • лингвистической;
  • коммуникативной;

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Своим опытом «Система подготовки к ОГЭ по русскому языку» я поделилась с коллегами на заседании школьного методического объединения. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке ОГЭ и успешной сдаче экзамена. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»

У меня сложилась своя система работы над ошибками, которая позволяет повышать орфографическую грамотность моих учеников.

1. После проверки письменных работ (диктантов, изложений, сочинений, домашних и самостоятельных работ) в свою рабочую тетрадь выписываю все ошибки детей, классифицирую их.

2. При составлении предложений, словосочетаний рекомендую посмотреть на лист ошибок и использовать в работе слова, при написании которых ученик ошибался.

3. В начале каждого урока разбираем типичные ошибки учащихся, называю этот вид работы «По следам наших ошибок». Обязательно обращаемся к тетради с правилом и алгоритмом его применения.

4. При составлении текстов, предложений для грамматических разборов включаю в них слова, в которых дети особенно часто допускают ошибки.

5. С удовольствием ученики выполняют такой вид работы «Проверяю друга», когда с листа ошибок диктуются слова тому, кто их допустил. Проверяющий ученик ставит оценку писавшему.

6. При опросе подбираю индивидуальные карточки для каждого ученика с учетом его пробелов в написании орфограмм.

Такая система работы учит детей видеть свои ошибки, вырабатывает у них так называемую «орфографическую зоркость», развивает определенную самостоятельность орфографического мышления.

Эффективными приемами обучения правописанию также являются разбор по составу, морфологический анализ, словообразовательный анализ, подбор однокоренных слов, составление словосочетаний и предложений и т. д.

В системе занятий по русскому языку важное место занимает и работа над орфографическими ошибками: она способствует формированию прочных и глубоких знаний у учащихся.

Эту работу можно строить по-разному. После контрольных работ, анализируя тетради учащихся, выясняю типичные ошибки. Их разбираем всем классом на доске, подбираем проверочные слова или же слова на это же правило. Потом дети работают над теми словами, характер ошибок в которых они не могут объяснить. Иногда предлагаю учащимся четко и красиво, без ошибок списать с доски текст с творческим заданием или без него.

Работа над ошибками должна проводиться из урока в урок, пронизывая занятия по русскому языку и при повторении, и в связи с изучением нового материала, и при закреплении пройденного.

Таким образом, для формирования устойчивого навыка орфографически грамотного письма в резерве учителя много видов работы, но они дадут положительный результат только тогда, когда будут проводиться постоянно, систематически.

Для того, чтобы оформить свои мысли письменно, ребенок должен владеть знаниями орфографии, грамматики, синтаксиса, стилистики… А в наш век, когда дети перестали читать (при опросе детей и родителей: из 9 учащихся с желанием читают только 2, по принуждению еще 4, а остальные 3 не читают вообще) плюс ко всему перечень просмотренных кинофильмов оставляет желать лучшего. Вот и выделяется еще одна сопутствующая проблема – проблема орфографической грамотности.

Для определения уровня пунктуационной и орфографической грамотности использую разноуровневые тексты и карточки (как для группового, так и для индивидуального исследования). Вопросы подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку волнуют каждого учителя, работающего в девятом классе. За несколько лет мы так или иначе привыкли к написанию сжатого изложения, пробуем писать его с пятого класса, выполняем тестовые работы не только в качестве текущего, но и итогового контроля. У каждого по этим двум частям экзаменационной работы накоплен достаточный материал и опыт.

А вот третья часть работы меняется и заставляет нас снова и снова ломать голову: как подготовить детей к сочинению. Написание сочинения- рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее трудных заданий экзамена.

Как сформулировано задание С2?

С2. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса цитату….

Цитата ориентирована на любое явление языка (речи), представленное в тексте. Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?

  • Умение рассуждать на лингвистическую тему.
  • Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения.
  • Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
  • Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
  • Умение пользоваться лингвистической терминологией. Практическую грамотность.
  • Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы. В своем отчете я хочу остановиться на работе по подготовке учащихся к написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.

С чего я начинаю подготовку учащихся к написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему?

Во-первых, начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему с отработки композиции (структуры) сочинения-рассуждения.

Во-вторых, повторяем теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 5 - 9-го классов:

  • Что изучает лингвистика;
  • Разделы лингвистики;
  • Составляем с учащимися таблицу «Лексические, грамматические явления, роль их в тексте».

В-третьих, обязательно разбираем критерии оценки сочинений, данные в демоверсии. Хорошее знание критериев поможет постепенно овладеть умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки.

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ? Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Учащиеся должны четко уяснить, что основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.(Придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.).

Как сформулировано задание С2?

С2. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса цитату….

Цитата ориентирована на любое явление языка (речи), представленное в тексте. Погружение в лингвистическое сочинение.

Первое занятие по написанию сочинения-рассуждения. Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К. Паустовского. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. ―С чего начать? О чѐм писать во вступлении? Ответить на этот вопрос затрудняются многие ученики, поэтому предлагаю им пошаговую, комментирую каждую часть. Используя полученные знания, рекомендации задания С 2.1, план работы над сочинением- рассуждением, ученики пробуют писать самостоятельно сочинения.

Вывод:

Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ. Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;
  • сомнение в собственных способностях;
  • неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ЕГЭ и ОГЭ.

09.12.2017 15:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!