СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Лексические (тропы)
Эпитет |
Красочное, образное определение в переносном значении. |
. Парус одинокий; весёлый ветер; грустный день. |
Сравнение |
Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. (союзы: как, точно, словно, будто, как будто, что |
Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
Метафора |
Скрытое сравнение,( так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов) |
Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда. |
Метонимия |
Замена одного слова другим, смежным по значению. |
Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева |
Синекдоха |
Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот |
Каждую копейку в дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия) |
Аллегория |
Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ |
Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости |
Ирония |
Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому |
Такой ты умный! (=глупый) |
Олицетворение |
Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа |
Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола |
Преувеличение |
В сто сорок солнц закат пылал |
Литота |
Преуменьшение |
Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; |
Перифраз(а) |
Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора |
Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна |
Синонимы |
Слова, различные по написанию, но близкие по значению. |
1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. |
Антонимы |
Слова, имеющие противоположенные значения |
Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень. |
Архаизм |
Устаревшее слово или оборот речи |
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился. |
Диалектизм |
Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) |
Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить |
Жаргонизм |
Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений |
«Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского. |
Неологизм |
Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий |
«Бездарь» вместо «бездарность» |
Фразеологизм |
Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы |
Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
Антитеза |
Противопоставление |
Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. |
Градация |
Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака |
На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. |
Оксюморон |
Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга |
Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег |
Инверсия |
Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) |
Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; |
Парцелляция |
Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения |
И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
Риторический вопрос |
Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя |
Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение |
Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения |
Прощай, немытая Россия! |
© 2017, Сафаргалиева Гульнара Адыгамовна 467